К вопросу о «тюнинге» тормозов ТЛК 200.
Сейчас стало модным устанавливать High Performance Brakes от Brembo или, например, CARTECH. Я ещё понимаю владельцев Субару WRX или CTI, или, на худой конец, БМВ М3, 4 или прочих.
Но, спрашивается, зачем это ставить на ТЛК 200? Данное «действо» отнюдь не повышает безопасность вождения автомобиля и создаёт у владельца иллюзию, что ехать можно значительно быстрее и активнее, не говоря уже о бюджете такой переделки (85-250 тыс. рублей только тормоза по минимуму, не считая колёс). Не забываем при этом про неважную управляемость и устойчивость (точнее валкость на поворотах) ТЛК 200!
Обычно переделка заключается в замене передних тормозных дисков на диски большего диаметра 360-405 мм, замене суппортов и колодок, тормозных шлангов на армированные и замене тормозной жидкости на Дот 5. Иногда меняют и тормоза на задней оси.
Рассмотрим, какие минусы (кроме финансовых) возникают при установке таких систем. Цена комплекта CARTECH, например, минимум 150 тыс. рублей на переднюю ось и 110 тысяч на заднюю.
1. Увеличивается вес тормозного диска. Так для двухсоставных дисков (центр из алюминия, поверхность трения из чугуна; конструкция плавающая) имеем: диск диаметром 360 мм тяжелее обычного Brembo 09.A966.10 на 0.5 кг, 380 мм тяжелее на 1.5 кг, а диск 405 мм тяжелее на все 2.5 кг.
На 360 мм системы CARTECH можно поставить штатные колёса R18, остальные требуют установки колёсных дисков большего диаметра и соответственно большего веса!
Известно, что увеличение веса вращающегося комплекса колесо + ступица + тормозной диск всего на 1 кг приводит к снижению полезной нагрузки машины на 60 кг. Или иными словами, если уменьшить этот вращающийся вес на 1 кг машина перевезёт на 60 кг больше полезного груза с теми же затратами топлива. Кроме того, растут на указанные величины неподрессоренные массы, что быстрее изнашивает подвеску.
2. BREMBO, JBT или ALCON универсальные системы и требуют для установки переходные скобы и адаптеры, значительно повышающие потери при торможении. Были случаи заклинивания этих переделанных тормозных механизмов (они ломались).
3. От этого свободна система CARTECH, которая устанавливается без адаптеров (разработана для бронированных Лексусов и ТЛК). Чаще всего используют цельнолитые тормозные диски 360х34мм с перфорацией и 6-ти поршневые двухсоставные тормозные суппорты красного цвета, а также армированные тормозные шланги. Вес у дисков и суппортов значительно выше, чем у стоковых (см. п.1).
При увеличении регулировок дорожного просвета превышающих заводские параметры, нельзя использовать тормозные шланги, входящие в данный комплект (иначе они будут оборваны). Тормозные шланги CARTECH изготовлены Goodridge из политетрафторэтилена с оплеткой из нержавеющей стали. Только для жидкости ДОТ5.1 - поршней много, надо использовать только маловязкую жидкость.
4. В суппортах используются специальные сальники и их сложно найти для замены при порче, впрочем, как и тормозные колодки CARTECH (очень дорого).
5. Диски CARTECH имеют изогнутые вентиляционные лопатки и являются направленными (левый и правый различаются). Их необходимо устанавливать таким образом, чтобы лопатки восходили от внутреннего диаметра к наружному в направлении вращения (есть риск неправильной установки). Диски должны быть установлены так, чтобы конец ближайшей к наружной части диска насечки первым соприкасался с колодкой. Такая ориентация позволяет создать подобие центробежного насоса. Когда диск вращается, воздух вытесняется из центра через вентиляционные лопатки и выходит через внешний диаметр диска.
При работе на грязных дорогах перфорация забьётся мелкими камушками (зернистым песком), что ускорит износ колодок. Плюс излишняя перфорация снижает площадь трения ротора о колодку.
6. Из-за того, что при переделке увеличивается общая площадь поршней, при том же ходе педали тормоза снижается давление в системе, прижимное усилие (давление колодки на тормозной диск) при этом не меняется (равно произведению площади поршней на давление в тормозной системе). Чтобы его увеличить, надо менять главный тормозной цилиндр и штатный усилитель тормозов. Или тормозить сильнее! А тогда может сработать система экстренного торможения Brake Assist и машина «встанет колом»!
7. Так как большее количество поршней (большая площадь) меняет коэффициент гидравлической системы, мы выигрываем в силе, но проигрываем в расстоянии. То есть, при перемещении педали тормоза на переделанной и на штатной тормозных системах на одинаковую величину у переделанной тормозной системы тормозная колодка перемещается на меньшее расстояние, чем на штатной системе. Поэтому, чтобы сохранить «чувствительность» педали тормоза, колодки в нерабочем положении должны стоять ближе к тормозному диску. Это при износе (люфте) ступичных подшипников и грязи на дороге приведёт к ускоренному износу колодок и дисков.
8. Вообще живучесть всей тюнинговой системы ниже в грязи и соли, чем у штатной. Она требует более частого и квалифицированного обслуживания (чистки, смазки и т.п.) - не реже чем через 5 тыс. км.
9. Если поменять тормоза только на передней оси – это нарушит тормозной баланс автомобиля. Если поставить 4-х поршневые «машинки» на заднюю ось, то они будут очень быстро выходить из строя из-за грязи. Тойота не случайно поставила на самую грязную заднюю ось однопоршневые плавающие суппорта. Таким образом, достигнут разумный компромисс между живучестью и эффективностью, а именно: тормоза с плавающими суппортами более живучие по сравнению с жёсткозакреплёнными суппортами в грязи, и более эффективные по сравнению с барабанными тормозами (самые живучие в грязи). Даже у Туарега сзади два поршня в суппорте, а не четыре!
10. Не понятно как жидкость DOT 5.1 (другую использовать в тюнинговых тормозах нельзя!) подействует на манжеты штатного главного тормозного цилиндра, трубопроводы и систему АВС. На ТЛК 200 можно использовать ТОЛЬКО DOT 3 (указание Тойоты)! Другая жидкость может привести к электрохимической коррозии и разбуханию и порче манжет и сальников, либо иметь недостаточные смазывающие свойства.
Какую тормозную жидкость нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей, поэтому не следует применять другие!!!
DOT 4 отличается от DOT 3 (гликолевая), наличием в составе борной кислоты, способной лучше связывать воду, которая попадает в тормозную жидкость из воздуха в процессе эксплуатации. Добавлением в DOT 4 специальных присадок, снижающих кипение, получают тормозную жидкость DOT 5.1, которая используется в спортивных автомобилях. Она существенно менее вязкая, что повышает вероятность течей (900 у DOT 5.1 вместо 1500 у DOT 3 и 1800 у DOT 4, т.е. DOT 5.1 более жидкая, а DOT 4 более вязкая, что плохо в морозы, чем нужно). Плюс она более гигроскопична, и менять её надо каждые 30 тыс. км или через год!!! При этом температура кипения у DOT3 205/140 оС (новая /старая), у DOT4 230/155, а у DOT5.1 260/180.
Жидкость DOT 4 совместима со следующими тормозными жидкостями— DOT 3, DOT 4.5, DOT 5.1 (NSBBF), и НЕ СОВМЕСТИМА с силиконовыми жидкостями — DOT 5 SBBF («silicon based brake fluids»), DOT 5.1 (ABS)!!!
11. Тюнинговые системы рассчитаны на повышенные нагрузки и как следствие на повышенную теплоотдачу. Однако вспомним, что на спортивных машинах для повышения эффективности сначала надо прогреть тормоза (впрочем, как и резину). «Холодные» тюнинговые диски и колодки будут хуже тормозить, в том числе и на морозе.
Резюме.
Переделывая тормозную систему, следует учитывать множество факторов. Во-первых, и в первую очередь, тормозная система должна соответствовать характеристикам автомобиля, а также целям его использования.
Тормозные системы создаются специализированными производителями (для Тойоты тормоза делает фирма ADVICS), чтобы работать более эффективно, и сбалансировано в различных температурных, погодных и грязевых условиях. Поэтому, если, например, установить слишком большой и толстый тормозной диск, температурный режим диска и колодок не будет соответствовать оптимальному режиму эксплуатации, к тому же диск будет тяжелее, чем нужно.
Выше я уже объяснил, что меньший вес тормозной системы повышает уровень эксплуатационных характеристик автомобиля. Впрочем, не буду повторяться. Можно ещё почитать тему «Альтернатива тормозам ЛК200 подскажите» «Ответ #662: 18 05 2014, 19:21:56» на стр. 67.