Повальная "ломка"
Почему вещи так быстро старятся и приходят в негодность? Потому что так задумали производители — чтобы мы раскошеливались!
Все больше приборов ломается сразу после окончания гарантийного срока. И речь уже не только о мобильниках и соковыжималках — даже автомобили начинают "сыпаться" в строго определенное время. Производители держат в тайне причину такого быстрого "старения". Но, как выяснили пытливые журналисты, существует целая научная отрасль, задача которой — ломать вещи. Называется это "планируемым старением". Задача этой науки — выудить из наших карманов как можно больше денег…
В научном мире ходят слухи о том, что давно уже изобретены нестираемые шины и нервущиеся колготки. Но эти изобретения скупили на корню производители того и другого. И держатся они в тайне. А может, и вовсе уничтожены. Потому что любая "вечная" вещь вредна для экономики. Чтобы ВВП рос, а жизнь становилась все более благополучной, мы должны непрерывно покупать все новые и новые вещи. Для этого и придумана наука о старении, а занято в ней множество отличных спецов.
Их задача — сделать так, чтобы вещь сломалась не рано и не поздно, а строго в отведенный для этого срок. Именно благодаря им мобильники не живут дольше 2–3 лет. А автомобили начинают "сыпаться" через 5–7 лет…
Антиквариата больше не будет!
Если через пять лет у дивана продавился пенополиуретановый наполнитель и в спину вам вонзаются пружины, значит, срок службы дивана — именно пять лет. Отсюда главный вывод "планируемого старения": все остальные компоненты изделия "диван" тоже должны служить ровно пять лет. И главное следствие: пружины в диване не нужны (слишком долговечны), лучше набить его пенополиуретаном. Результаты легко найти в магазинах — это легкие и комфортные диваны по цене кресла. Служат пять лет, потом мы идем и покупаем новый.
То же самое можно сказать и о многих других товарах. Вот свежий пример из жизни. Девушка купила телефон–раскладушку SonyEricsson W380i с гарантией на один год. Через 11 с половиной месяцев телефон "умер" — просто перестал включаться. Расстроенная девушка понесла его в гарантийный ремонт. Но там его не приняли, потому что на корпусе были трещины. Мол, вы его сами роняли, заявил сотрудник мастерской. Поэтому ремонт обойдется как раз в цену нового аппарата. А когда девушка уже готова была разрыдаться, утешил, сказав, что они никому не ремонтируют эту модель, потому что пластиковый корпус в трещинах абсолютно у всех…
Конечно, ни в одной рекламе о "планируемом старении" вы не услышите ни слова. Все производители наперебой твердят только о нововведениях и инновациях. На практике эти "инновации" — уловка. Вот принципиально новый автомобиль — у него, понимаешь, новая форма фар! Доходит до смешного: число лезвий в бритве уже вплотную подошло к полудюжине.
Недаром автокомпании перевели фокус рекламы на сокращение расхода бензина. Хотя у новых двигателей срок службы уже опустился до 150 тысяч км.
"Одноразовыми" делают даже дома. В США срок службы многих строений составляет 30 лет. Столько в доме живет одна семья. После этого строение просто сносится и строится новое.
Редкое исключение из практики "планируемого старения", еще оставшееся в современном мире, — это самолеты. Не секрет, что они могут находиться в воздухе почти круглосуточно на протяжении лет 20 — пока не истечет срок службы самого планера. При этом надежность снижаться не будет.
А в целом на наших глазах исчезает понятие "антиквариат". XXI век его точно не родит…
Зачем это компаниям?
Во всем мире производители давно поняли, что их главный враг — слишком долговечные вещи. Иначе говоря, чтобы люди покупали новую машину каждые 5 лет, она ни в коем случае не должна служить 10. На практике достаточно, чтобы стоимость владения машиной (замена масла, текущий ремонт запчастей, страховка) резко выросла как раз лет через пять. В народе для этого явления придумали даже специальный термин — говорят, что машина "начала сыпаться".
На практике планируемое старение делят на четыре вида.
ТЕХНИЧЕСКОЕ старение является следствием технических усовершенствований. Яркий пример — компьютеры, которые в течение нескольких месяцев становятся заметно быстрее, легче и получают больше памяти.
ФИЗИЧЕСКОЕ старение возникает в тех случаях, когда товары рассчитаны на ограниченный срок эксплуатации. Вспомните нейлоновые чулки и электрические лампочки. Не секрет, что срок службы той же лампы накаливания еще в 1970–е годы достигал 10 лет. Потому нить сделали тоньше (вроде бы решение принимал Совет Министров СССР) — и лампочки стали перегорать через три года. Зато сократился расход вольфрама.
МОДНОЕ старение имеет место, если внешний вид товара изменяется так, что существующие версии товара кажутся несовременными. Ее активно используют производители одежды и обуви, мебели и даже мобильных телефонов.
И наконец, самое коварное планируемое старение — ОТЛОЖЕННОЕ. Это когда вывод на рынок новинок специально откладывается, пока не начнет снижаться спрос на имеющиеся в продаже товары. Возьмем известные лезвия для бритья — ничто ведь не мешало сделать бритву о пяти лезвиях 10 лет назад. Но тогда еще в новинку были три…
Ищите гарантию
Сейчас "планируемое старение" применяется буквально во всех отраслях и для всех товаров. Но этой новинке всего лет 15. Многие помнят, что еще в начале 1990–х годов японские и немецкие машины могли пробежать без капитального ремонта даже миллион километров.
На самом деле в таком поведении производителей виноваты сами покупатели. Мы хотели получить дешевые товары — нам их обеспечили. К тому же на постоянном приобретении все новых и новых вещей построено все современное общество потребления. Именно оно обеспечивало непрерывный экономический рост в последние 60 лет. Представьте на мгновение, где был бы современный автопром, если бы люди ездили на машине не 5, а 25 лет? Это значит, что объем производства автомобилей был бы меньше как раз в пять раз. А вместе с ним — металла, электроэнергии и бензина.
Что тут можно сделать? Практически ничего. Разве что более тщательно выбирать себе важную покупку, обращая внимание на гарантийный срок. Чем он длиннее, тем дольше прослужит предмет. Но влетит это в копеечку…
inauka.ru
Наука о старении
"Программировать старение" изделия стало технически возможно совсем недавно, в 1980–е годы, когда уехавшие в США ученые из Ленинграда разработали принцип так называемой параметризации. Именно она при компьютерном проектировании сложных процессов позволяет обходиться скромными вычислительными мощностями.
Что такое параметризация? Это построение математической объемной модели устройства, описанное важными для проектировщика параметрами. Как в электронной таблице при изменении одного размера автоматически меняются с ним связанные.
В результате постепенно самым важным стало даже не конкретное изделие, а разработка его концепции. Которая включает параметры вывода изделия на рынок, сервисного обслуживания и срока жизни. На Западе на такое планирование продукта уже тратится столько же времени, сколько и на само проектирование.
Последние 10–15 лет мировые производители стали прописывать срок службы вещи еще в концепции товара. Зачем?
Первая цель — большая часть прибыли делается на обслуживании. Поэтому ремонтировать выгоднее, чем продавать дороже.
Вторая — сокращение производственных издержек. Можно за $20 взять подшипник, который прослужит 100 лет. А можно за $3, но и прослужит он три года. Так производитель сокращает затраты в семь раз и может заработать на послегарантийном ремонте.
На самом деле такое поведение компаний зависит и от самих потребителей. Сейчас мы все выбираем дешевизну. Раньше человек покупал дорогой импортный автомобиль и не знал, сломается он или нет. Теперь он ездит на простой и дешевой машине, и она точно 3–5 лет проходит без ремонта. А потом он купит себе новую.
Что можно посоветовать покупателю? Ориентироваться на гарантийный срок. Ремонт во время гарантии — это прямые убытки производителей. Значит, в это время товар вряд ли поломается…