06 апреля, 12:16 | Михаил ГАСПАРОВ
ФОТО: AP
Премьер-министр РФ Владимир Путин отчитался о работе правительства перед Госдумой. Ежегодно сообщать депутатам об итогах работы главу Кабинета министров обязывает новое законодательство. Сегодняшний доклад, по сути, стал и отчетом о новой антикризисной программе правительства.
"Yтро" вело прямую онлайн-трансляцию выступления Владимира Путина:
Все мы хорошо знаем, в какой ситуации находимся. Вся мировая экономика, а вместе с ней и российская, переживают, мягко говоря, нелегкие времена. Казалось бы, в такой ситуации представлять в парламенте результаты работы правительства не самое подходящее время и не подходящий момент, неблагодарное дело. Однако я действительно рад нашей сегодняшней встрече, и не только потому, что можно в абсолютно открытой, деловой атмосфере поговорить по проблемам страны и по решению вопросов ее развития, но еще и потому, что сегодня мы с вами закладываем новую традицию - отчет правительства перед парламентом России. Это еще один шаг вперед по развитию нашей политической системы. И думаю, что это очень важно.
Хотел бы сразу сказать, правительство заинтересовано в том, чтобы его работа получила оценку законодателей, парламентских партий, представляющих интересы подавляющего большинства граждан России.
Уважаемые коллеги, действующий кабинет сформирован почти год назад, в мае 2008 года, и в этом зале я изложил нашу программу. На ее базе были приняты концепция долгосрочного развития России до 2020 года, так называемая "программа-2020", и план работы правительства до 2012 года.
Признателен, что большинство из вас эти документы поддержали.
Определяя логику наших шагов, мы исходили из преемственности проводимой политики, из основных положений Послания президента РФ прошлого года и одновременно стремились сконцентрироваться на решении конкретных, наиболее востребованных задач, придать больший динамизм преобразованиям, цель которых - обеспечить России лидирующие позиции по ключевым показателям социально-экономического развития и повышения качества жизни граждан страны.
Конечно, сегодня нам приходится действовать в совершенно других условиях, в период глобального экономического кризиса. Но мы не считаем, и я много раз уже говорил об этом, что должны отказаться от заявленной стратегии. Наш выбор - продолжить линию на переустройство, а фактически на создание новой экономики, поддержать и консолидировать все то, что составляет базу ее качественного роста.
Вы знаете, вы сами бываете в регионах часто, видите, что и я езжу постоянно по стране, и очень часто задают вопрос: могла ли Россия остаться в стороне от кризиса или полностью избежать его негативных последствий? Конечно, нет. Это просто невозможно. Это иллюзия. Проблемы возникли не у нас и не по нашей вине. Это очевидно, с этим никто не спорит, но затронули практически всех, в том числе и Россию.
По оценкам экспертов, в этом году глобальная экономика впервые после Второй мировой войны продемонстрирует отрицательные темпы роста. В четвертом квартале прошлого года ВВП США, например, сократился более, чем на 6% в годовом исчислении, в Японии на 12%, в Германии на 8,2%, безработица практически везде подбирается к отметке 8%, уже зашкаливает за 8% - и в еврозоне и, по-моему, в США точно уже 8,5%.
Глубочайший спад переживают практически все отрасли мировой экономики. Где-то наши дела идут лучше, где-то хуже, но в целом ситуация в российской экономике принципиально не отличается от мировых тенденций.
Вместе с тем кризис обострил и наши известные проблемы: зависимость от внешней конъюнктуры, слабую диверсификацию, дефицит так называемых длинных денег.
Мы были вынуждены парировать сразу два удара. Первый - собственный финансовый кризис, который вызвал отток капитала, потому что сами западные экономики столкнулись с дефицитом ликвидности, и деньги просто туда уводили, да и спекулятивный капитал начал уходить с нашего рынка. И свертывание внешних источников кредитования.
И второй удар - это резкое падение спроса и цен на традиционные товары нашего экспорта, а значит, сокращение доходов в бюджет.
Однако представьте себе, что могло бы произойти, если бы Россия вошла в период экономических неурядиц такой, какой она была еще несколько лет назад - обремененной огромным внешним долгом с тромбами неплатежей, систематическими и массовыми задержками выплат заработных плат, пенсий, пособий, веерным отключением электроэнергии.
Да, и сегодня качеству наших рыночных и социальных институтов можно и нужно предъявлять справедливые претензии. Но что, несомненно, показал кризис - это то, что они, эти институты, все-таки работают, проявляют устойчивость и способность противостоять разрушительным тенденциям.
Именно это обстоятельство, наряду с уверенностью в своих силах, позволяет нам рассчитывать на успех, причем даже в большей степени, чем накопленные финансовые ресурсы.
Теперь, собственно, об итогах 2008 года. Несмотря на снижение темпов в четвертом квартале, ВВП страны вырос на 5,6%, рост промышленного производства составил 2,1%, более чем десятипроцентный рост продемонстрировало сельское хозяйство, инвестиции выросли на 9,8%, а производительность труда - на пять.
В прошлом году на 10,3% увеличилась реальная заработная плата. Почти в два раза повышен минимальный размер оплаты труда. Было построено 64 миллиона квадратных метров жилья - это лучший показатель за всю историю новейшей России.
Как показывают встречи в регионах, хороший отклик встретили программы Фонда реформирования ЖКХ по расселению аварийного и ветхого жилья, ремонту многоквартирных домов. Благодаря им, этим программам, более 120 тысяч человек уже получили или получают в самое ближайшее время новые квартиры, а в целом улучшат условия своей жизни семь миллионов граждан России по этим программам.
Не менее важно и то, что значительно ускорились преобразования в коммунальной сфере. Добавлю, что работа Фонда реформирования ЖКХ останется одним из важнейшим приоритетов в деятельности Правительства.
В сфере образования выполнены практически все задачи нацпроекта. Идет внедрение современных программ обучения. Во время встречи с депутатами Госдумы высказывались предложения сделать такую работу более прозрачной, привлечь общественность, и думаю, что это абсолютно правильно. Так и будем делать.
Улучшена материально-техническая база десятков тысяч школ, техникумов, вузов. Число компьютеров в школах выросло более чем в три раза, и теперь наши школьники обеспечены ими не хуже, чем их сверстники во многих европейских странах.
В целом 2008 год стал прорывным для распространения Интернета в России. Регулярный доступ к Сети имеет уже треть населения страны - 50 миллионов человек.
В 2008 году, объявленном Годом семьи, у нас родился 1 миллион 717 тысяч детей - самый высокий показатель с начала 90-х годов. Ожидаемая продолжительность жизни достигла почти 68 лет, то есть за последние пять лет она выросла на три года. Это значит, что само качество жизни в России меняется в лучшую сторону, и это значит, что те средства, которые мы применяем для решения этой задачи, они правильные, мы целей достигаем.
И, конечно, свою роль сыграли инвестиции в здравоохранение и в физическую культуру, в повышение доступности высокотехнологичной медпомощи, в программы диспансеризации и вакцинации населения, в защиту здоровья матери и новорожденных, в развитие сети спортивных сооружений. Спорт стал неотъемлемой частью жизни 22 миллионов граждан страны. Как минимум, необходимо удвоить это число, а все школьники страны должны получить возможность систематических бесплатных занятий спортом.
За счет более эффективной медпомощи при ДТП почти на 8% снизилась смертность от дорожных травм, за этой цифрой более двух тысяч жизней спасенных.
Мы не только увеличили госвложения в социальную сферу, но и создали условия для притока сюда частных инвестиций, в том числе, освободили от налогов значительную часть расходов работодателей на медицинское обслуживание работников, на их образование, улучшение жилищных условий и формирование пенсионных накоплений.
Рассчитываем, что, несмотря на кризис, ответственные предприниматели найдут возможность сохранить социальные программы для своих коллективов.
В прошлом году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКРы, на технологическое обновление производства. Впервые в новейшей истории России принята программа фундаментальных научных исследований Российской академии наук и других государственных академий; продолжилась реализация масштабных инфраструктурных и инновационных программ.
Построено 2 тысячи 300 автомобильных дорог; завершен ключевой этап реформирования электроэнергетики, и, обращаю ваше внимание, переход к новому устройству энергетического хозяйства прошел без единого сбоя. Одновременно наметилось снижение энергоемкости российских предприятий - на 5% за прошлый год, это значит, что наша экономика становится менее затратной, а значит, более конкурентоспособной.
Практически по всем стратегическим ресурсам - нефти, газу, золоту, металлам - обеспечено полное воспроизводство минерально-сырьевой базы. Вы помните, несколько лет назад мы еще говорили о том, что добываем гораздо больше, чем разведываем. Ситуация изменилась, причем на один рубль государственных средств, вложенных в разведку недр, пришлось восемь рублей частных инвестиций.
В 2008 году начата промышленная добыча нефти на месторождениях новой Восточно-Сибирской нефтяной провинции, запущен в эксплуатацию первый участок нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Пока в реверсном режиме, но сейчас только что мне докладывал руководитель "Транснефти", буквально через несколько недель будет полностью завершен этап выхода к китайской границе, и пойдем дальше к Тихому океану.
В 2008 году начата промышленная добыча, как я уже сказал, нефти на новых месторождениях. Мы работали по продвижению новых маршрутов транспортировки углеводородов - таких как "Северный поток", "Южный поток", Прикаспийский газопровод, нефтепровод Бургас - Александруполис.
Безусловно, не все в мире заинтересованы в том, чтобы они стали реальностью, чтобы у России было больше возможностей для экспорта. Но мы уверены, что эти проекты экономически обоснованы, отвечают строгим экологическим стандартам и служат укреплению глобальной энергетической безопасности. Будем их осуществлять и дальше.
В этой связи хочу еще раз подчеркнуть: попытки исключить Россию из процесса принятия решений глобального характера, тем более в сфере энергетики, игнорирование ее законных интересов - контрпродуктивны.
Что касается внешнеэкономического сотрудничества, то практически завершено формирование правовых основ Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Причем, я думаю, что запустить работу Таможенного союза мы сможем на год раньше - уже в 2010 году, и наши партнеры тоже поддерживают ускорение этой работы.
Важнейшей конституционной обязанностью правительства является обеспечение обороноспособности страны, безопасности ее граждан.
В текущем году расходы на национальную оборону вырастут по сравнению с 2008 годом на 15%. Особое внимание планируется уделить масштабному перевооружению и укреплению ее кадрового потенциала.
Подробнее я остановлюсь на социальных гарантиях военнослужащих и членов их семей. Год назад в городе Жуковском, здесь недалеко от Москвы, - многие помнят, наверное, - на встрече с летчиками и выпускниками летных училищ я говорил о необходимости изменить систему оплаты в Вооруженных силах, и, прежде всего, существенно поднять денежное довольствие военнослужащих, которые вносят наибольший вклад в укрепление национальной безопасности, стоят на боевых постах на ключевых, особо важных или особо опасных направлениях - в подразделениях ПВО, ракетных войск стратегического назначения, авиации, космических войск, на флоте, в частях постоянной готовности.
С января 2009 года такой механизм материального стимулирования офицеров, добившихся лучших результатов в служебной деятельности, заработал. На эти цели в ближайшие три года предусмотрено 100 миллиардов рублей, денежные выплаты в размере от 35 до 150 тысяч рублей в месяц уже получают 34 тысячи офицеров от взводного до командира атомной подводной лодки.
Понятно, что это только первый шаг. Считаю, что к 2012 году на новую систему денежного довольствия должны быть переведены все военнослужащие Вооруженных Сил. Взводный будет получать где-то 50 тысяч, уже сейчас некоторые получают эту сумму.
И, конечно же, мы продолжим работу по решению жилищных проблем военнослужащих. В прошлом году для них было построено или приобретено более 22 тысячи квартир. План на текущий год - 45 тысяч квартир. В прошлом году было 22, в этом году будет 45 тыс., увеличение больше чем в два раза.
Это значит, что уже в конце следующего, 2010, года военнослужащие Минобороны и граждане, увольняемые с военной службы, будут полностью обеспечены постоянным жильем. Вы знаете, насколько это важно и как долго мы идем к решению этой задачи. А к концу 2012 года будет сформирован служебный фонд Вооруженных сил. По другим силовым ведомствам эти задачи будут выполнены, соответственно, в 2011 - 2013 годах.
Президент обещал ветеранам Великой Отечественной войны к 1 мая 2010 года обеспечить их жильем. И хочу вам сказать, что такая задача, безусловно, будет исполнена. К 1 мая 2010 года нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны полностью получат жилье. Эту задачу мы, безусловно, выполним. Добавлю, что наши обязательства предоставить им автотранспорт или по выбору денежные компенсации уже исполнены.
Уважаемые коллеги!
Большую часть своего выступления я, конечно, хотел бы посвятить анализу текущей ситуации и тому, на какие рубежи мы должны выйти в среднесрочной перспективе.
Начну с оперативных мер правительства, принятых во второй половине 2008 года. Они были призваны защитить граждан и экономику от кризисного шока, сохранить жизнеспособность нашей финансовой системы. Вы знаете, до 700 тысяч рублей были повышены страховые суммы по вкладам граждан в банках, выделены средства на санацию проблемных финансовых учреждений и пополнение банковских капиталов через субординированные кредиты. Кроме того, правительство поддержало усилия Центрального банка страны по восстановлению ликвидности кредитных учреждений. Поддержка банков была нужна, в том числе, а может быть даже, и в первую очередь, для того, чтобы сохранить сбережения граждан России в наших банковских учреждениях, недопустить паралича расчетов между предприятиями. И обе эти задачи выполнены.
Угроза развала банковской системы отступила, а она стояла на пороге, была, к сожалению, вполне реальной. Более того, банки, получившие поддержку, за пять кризисных месяцев смогли более чем на 15% увеличить объемы кредитования реального сектора, дополнительно выдать кредитов более чем на один триллион рублей. Обращаю ваше внимание на то, что другие финансовые учреждения, которые такой поддержки со стороны Правительства не получили, тоже увеличили объем кредитования, но только на 7%. В среднем получается 9%.
Напомню, что в позапрошлом году темпы роста кредитов составили в нашей стране рекордную цифру - это было больше 50%, 54%, по-моему, в прошлом году - 34%.
Но ,хочу вам сказать, уважаемые депутаты Государственной думы, что это вообще беспрецедентная вещь в мировой экономике. Самыми большими темпами кредиты растут в Китае, но там всего 19%, а в нормальной экономике это как раз и есть 7% - 9%. Вот мы подошли сейчас к этому рубежу.
Хочу подчеркнуть, что государство при этом никому ничего не подарило: частные банки получили от ЦБ и Фонда национального благосостояния кредиты, которые должны будут возвратить.
Далее, в условиях оттока капитала и снижения экспортных доходов нужно было защитить национальную валюту, отбить атаки на рубль. Неуправляемую девальвацию удалось предотвратить. Снижение курса национальной валюты, неизбежное в сложившихся условиях, как мы обещали, было плавным, что позволило экономике и гражданам адаптироваться к новым реалиям.
Кроме того, текущий курс национальной валюты, безусловно, улучшает конкурентные позиции российских производителей как на внешнем, так и, что особенно важно, на внутреннем рынке. Многие из вас это хорошо знают. Когда я посещал некоторые предприятия, говорил с рабочими, с руководителями, с менеджментом, так прямо и говорили: три дня назад курс изменился, мы можем решать нормально наши вопросы, можем реализовывать свою продукцию на внешнем рынке и на внутреннем.
В интересах всей экономики были сокращены темпы роста тарифов.
Вопросы валютного курса - это исключительная, в соответствии с законом, прерогатива Центрального банка. Правительство находится с Банком России в постоянном контакте. Правительство и в дальнейшем будет предельно аккуратно подходить к вопросам индексации тарифов, о которых я уже упоминал.