Когда-то я ездил без радиостанции и антенны, и дорожный мир казался мне вполне самодостаточным. Под рукой было "Авторадио" с информацией о пробках каждые 15 минут, потом появился Yandex, который периодически безбожно привирал о трафике на дорогах. Но вот однажды один добрый человек посоветовал мне поставить радиостанцию в машину, чтобы расширить границы сознания на дороге и обрести новых друзей.
В своем "Пепелаце" (Toyota Prado 120) я экспериментировал со многими типами радиостанций. Был и MegaJet MJ-100, и Yaesu 7800, и MegaJet MJ-600, и даже Yaesu FT 857. У каждой из них были свои плюсы и минусы. Поиск продолжался более двух лет. И вот в конце концов мне удалось прийти к такому сочетанию РЭС, которые полностью отвечали бы мои потребностям.
Итак, ТЗ:
- работа с Московской Службой Спасения (Си-Би)
- работа в канале дальнобойщиков
- возможность общаться на радиолюбительском диапазоне 2 м
- возможность общаться на 70-ке при движении в колонне
- возможность слушать ГАИ и другие службы.
Окончательный комплект сформировался после долгих проб и ошибок: MegaJet MJ-555 + KL300 + LEMM 2001 Turbo (Си-Би), Yaesu FT-60 + AZ506FX 144/430MHzc(2м/70cм).
Для начала был проложен плюсовой питающий кабель от клеммы аккумулятора под сиденье водителя (красной стрелкой обозначен предохранитель на 25 А):
Кабель был убран в гофру и подведен к входному отверстию в салон:
Входное отверстие крупным планом (гофра кабеля - красная стрелка, резиновое кольцо входного отверстия - зеленая стрелка):
Минус был взят от корпуса под сиденьем водителя. Кабель был привинчен к "массе" болтом крепления сиденья. Выводы проводов были закреплены в клеммниках производства фирмы WAGO для соединения силовых проводов бытового назначения.
В подкапотном пространстве их лучше не использовать, т.к. они могут расплавиться от высокой температуры.
В магазине типа "Электротовары" я встречал клеммники для соединения двух, трех и пяти проводов. Чтобы соединить провод надо всего лишь поднять флажок и вставить его оголенный на 5-7 мм конец в клеммник, а затем защелкнуть флажок для его фиксации.
Такие клеммники выдерживают ток до 30 А при напряжении 220 В. Нам это подойдет. Они позволяют многократно соединять и разъединять провода. Там же под сиденьем я смонтировал усилитель KL300:
Усилитель привинчен к небольшой металлической пластине, которая в свою очередь прикреплена саморезами к полу прямо через коврик. Я проверил, в этом месте никакие коммуникации автомобиля не проходят. Кроме того, получилось неплохое заземление корпуса усилителя на "массу" машины. Его практически не видно из под сиденья. На фото оно отодвинуто назад, чтобы можно было сделать нормальную фотографию закрепленного усилителя:
А вот так все выглядит после сборки:
Установка антенны превратилась в шоу для дворовых автолюбителей. Сам процесс я не запечатлил на фотоаппарат, т.к. был поглощен работой. Но скажу так, когда сверло дрели пронзило насквозь крышу машины, многие мои друзья по двору, увидев это, застыли с недоумением на лицах. Мои разъяснения о том, что так будет лучше для антенны их не вразумили. Они только покрутили пальцем у виска и разошлись, тихо хихикая над моей затеей. Открою читателям маленькую тайну, что потом, узнав о том как удобна радиостанция в машине и здорово работает антенна, некоторые из них обращались ко мне для проведения той же процедуры по установке. Но я немного отвлекся.
Для того, чтобы просверлить я разобрал потолочный фонарь в багажнике, снял уплотнитель двери и держатель ремня для третьего ряда сидений. Место для сверления было выбрано не случайно. Именно здесь потолок крыши усилен металлическими элементами. Так что ставить дополнительную пластину из металла не пришлось. Кабель был проложен под обивкой потолка...
...спущен под пластиком стойки и заведен под сиденье водителя:
Дальше осталось только установить радиостанцию MegaJet MJ-555 и все подключить. Радиостанция удобна тем, что ее можно разместить в любом месте, т.к. все управление выведено на тангенту. К тому же в комплекте прилагается двухметровый удлинитель. Подробно об этой радиостанции можно прочитать
на форуме радиолюбителей в разделе Оборудование связи "Гражданского Диапазона" - Радиостанции (после регистрации на сайте количество доступных тем увиличится многократно!).
День:
Ночь:
Ниже представлен график КСВ после настройки антенны. Как видно из него, удалось попасть точно в середину сетки "С" (27.200 МГц) при КСВ = 1.07. Все замеры были проведены мои боевым товарищем Agilent FieldFox 9912A:
Сейчас данный комплект радиоаппаратуры продолжает трудиться на моем "Пепелаце", радуя надежной связью в любых условиях! Нужно отметить, что с МСС я слышу на второй бетонке в районе Сергиева-Посада, а могу связаться с ней уже от первой бетонки в районе Софрино. Это расстояние порядка 45 км. В пределах Москвы связь с МСС всегда 100%.
Об установке Yaesu FT-60 и AZ506FX 144/430MHzc(2м/70cм) изложу отдельно.
Хоршей Вам связи! 73! Мой позывной в СИ-БИ диапазоне "510-й".