С "кенгурятниками" ездить можно будет и после 23 сентября 2010 года, когда вступит в силу автомобильный технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств".
Но только по проселочным дорогам. И машины с правым рулем покупайте на здоровье. Но при условии, что они будут отвечать нормам безопасности, как, впрочем, и другие авто.
Все эти правила детально расписаны в техрегламенте, который был опубликован в "РГ" 23 сентября 2009 года.
Кажется, можно успокоиться. Не тут-то было. Дотошные автомобилисты нашли в документе если не прямое, то косвенное запрещение праворульных авто. Речь идет о требованиях к идентификационному номеру автомобиля, так называемому VIN. По российскому техрегламенту, он должен состоять из 17 знаков, а японские иномарки с правым рулем "маркируются" 11 знаками. Могут ли эти шесть "закорючек" стать непреодолимым препятствием для постановки авто на учет в России?
Чтобы помочь нашим читателям разобраться во всех тонкостях автомобильного техрегламента, редакция пригласила на "горячую линию" руководителя департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексея Рахманова и начальника отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Сергея Фомочкина.
VIN не виноват
Константин, Новороссийск: Я никак не пойму, в чем различие 17-значного и 11-значного идентификационного номера. И почему это так критично сказывается на безопасности дорожного движения?
Алексей Рахманов: Это прежде всего вопрос учета, уникальности автомобиля, чтобы не было ситуации, в которой под видом одной машины ввозится другая.
Сергей Фомочкин: С японским номером, действительно, все не так просто. У них VIN вообще не существует в том виде, который принят у нас. Они, по сути, указывают номер кузова.
Российская газета: Но он может считаться идентификационным номером?
Фомочкин: Нет, не может. Японский номер не позволяет однозначно сказать, в каком году выпущен автомобиль. Для этого необходимо иметь под рукой базу данных или различные справочники. Европейский, российский и американский VIN позволяют определить это очень просто: о годе выпуска говорит десятая позиция в структуре номера. В первых позициях зашифровано, на каком заводе произведена машина. В японских номерах этого нет.
РГ: Тогда получается, что ввоз японских автомобилей после вступления в силу техрегламента будет запрещен?
Фомочкин: По формальным признакам такой автомобиль под требования регламента не проходит.
Рахманов: Сейчас в рамках мероприятий по введению регламента мы будем разрабатывать единую базу данных практически всех автомобилей. И скорее всего создадим некую библиотеку VIN-номеров. Об этом уже достигнута договоренность с Ростехрегулированием.
РГ: Наш читатель из Омска, дотошно проштудировавший техрегламент, спрашивает, почему он позволяет эксплуатировать авто устаревших конструкций 1970-х годов, не обеспечивающих безопасность на дорогах?
Рахманов: Точно так же регламент не запрещает и эксплуатацию праворульных машин. Закон обратной силы не имеет. Надо четко понимать, что нельзя вводить новые требования, распространяя их на машины, которые были произведены совершенно по другим нормам. Никто ведь не запрещает жить в домах, построенных в XVIII веке. Хотя они по всем нормам - и противопожарным, и строительным - явно не соответствуют сегодняшним правилам.
РГ: В регламенте говорится, что новые иномарки можно будет ввозить в Россию только от тех производителей, которые имеют у нас постоянных представителей. Зачем это делается? И не ограничит ли это конкуренцию, что скажется на конечной цене машин?
Рахманов: Речь идет о том, чтобы обеспечить ответственность одного представителя изготовителя, к примеру, "Субару" или "Мазды". А сегодня получается, кто захотел, тот и ввозит по 10-20 тысяч автомобилей, а потом спросить не с кого. Что касается конкуренции, то ввозит один импортер, но впоследствии он отдает машины на реализацию десяткам дилеров. И те в свою очередь вправе конкурировать между собой, устанавливая цены.
РГ: Для того чтобы водители все-таки не стремились покупать машины с правым рулем, правительство рекомендовало страховщикам повысить для них страховые взносы ОСАГО. Это так?
Рахманов: Правительство поручило предусмотреть возможность введения поправочных коэффициентов с учетом конструктивной безопасности автомобилей. То есть чем автомобиль безопасней, тем ниже понижающий коэффициент. Логика в этом есть.
РГ: Тарифы будут страховщики определять?
Рахманов: Да, это их кухня. Они сами оценивают риски, устанавливают те или иные премии, коэффициенты.
Охотники без "кенгурятников"
Алексей, Сочи: У меня есть "УАЗ" 2002 года выпуска. "Кенгурятник" на нем установлен заводом. Если регламент не распространяется на уже выпущенные автомобили, значит, мне его снимать не придется?
Рахманов: На российском заводе не могли установить "кенгурятник", поскольку это противоречит правилам, которые регламентируют внешние выступы автомобиля. Скорее всего вы купили машину с "кенгурятником", который поставили в автосалоне. В некотором роде это была навязанная дилером услуга, который посчитал, что в таком виде автомобиль выглядит лучше. Поэтому, согласно регламенту, вам придется с этим "кенгурятником" попрощаться.
РГ: А как быть охотникам и егерям, которым в лесу без дополнительной защиты не обойтись?
Фомочкин: По лесу, по бездорожью пусть ездят - пожалуйста. Но на дорогах общего пользования будьте добры откручивать "кенгурятники".
Алексей: У Владимира Владимировича Путина есть "Нива". Я видел снимок - она с "кенгурятником". Ему тоже придется его демонтировать?
Фомочкин: Смотря что на машине установлено. Есть разрешенный в Российской Федерации комплект, назовем его "кенгурятник", для автомобилей семейства "Нива". Производители сертифицировали его, в том числе по травмобезопасности, по соответствию внешним световым приборам. Центральная часть этого устройства из металла, но облита пластиком, а боковые части сделаны из пластика. С этим устройством автомобиль "Нива" может быть допущен к эксплуатации. Если другие производители озаботятся созданием и сертификацией подобного оборудования - милости просим.
Сергей Ильяшов, Москва: Я владелец внедорожника "СсанЙенг" российского производства. На моем автомобиле установлен "кенгурятник" немецкой фирмы "Кобра". Это изделие не только разрешено к использованию в странах Евросоюза, но и помимо улучшения внешнего вида позволяет уменьшить последствия наезда на пешехода.
Фомочкин: Как и в случае с "Нивой", если это устройство было сертифицировано в составе транспортного средства, и соответствовало всем нормам, и есть документы об этом, то вопросов не будет. В одобрении типа в последней строчке указывается дополнительное оборудование. Если там значится устройство фирмы "Кобра", никто не потребует его снимать.
Рахманов: Кстати, автомобиль "Рекстон" выпускается с пластмассовым фабричным "кенгурятником". Если с этим устройством машина была сертифицирована, в том числе по внешним выступам, то тоже проблем не будет.