Прочел пост об очередном угоне/краже ТС (транспортного средства) и решил вынести на всеобщее обсуждение предложение о том, как значительно уменьшить данную проблему.
Цель данной работы: найти разумный способ решения вышеуказанной проблемы, выработать алгоритм действий для запуска механизма в работу.
Статистика краж и угонов в РФ:
2002 – 105 246 единиц ТС
2003 – 122 533 единиц ТС
2004 – 125 162 единиц ТС
2005 – 124 469 единиц ТС
2006 – 124 003 единиц ТС
2007 – 123 564 единиц ТС
2008 – 80 420 единиц ТС
2009 – 2010 достоверных данных найти не удалось – данные из разных источников уж очень сильно расходятся.
Основными причинами вышеуказанной проблемы, на мой взгляд, являются:
1) недоразвитость нашего законодательства, позволяющего преступникам достаточно легко уходить от ответственности;
2) нежелание властей решать данную проблему.
О сути проблемы:
Угон — это временное владение автотранспортным средством без цели хищения. Если кто-то без спроса взял ваш автомобиль, чтобы покататься, это считается угоном. А если он подделал документы, перебил номера и продал ваш автомобиль, то он уже считается вором, а его деяние — кражей (хищением).
Согласно статье 158 УК РФ, за кражу (хищение) автомобиля полагается штраф в размере до полумиллиона рублей или до десяти лет тюремного заключения (в зависимости от стоимости украденной машины).
За угон, как правило, дают условный срок или штраф!!! Статья 166 УК РФ — «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)». Наличие на месте преступления отмычек, сканеров и прочего «специнструмента» не помогает доказать наличие преступного воровского умысла. Чтобы доказать факт хищения и тем самым дать суду основание для более жесткого наказания, нужно убедить судей в том, что человек брал автомобиль для последующей перепродажи, перебивки номеров и т.д, а это, как показывает практика, мало реально.
Мое предложение:
1). По ст.158 УК РФ и 166 УК РФ давать по 10 лет строгого режима без нижней границы.
За выдачу пособников, организаторов и руководителей уменьшение срока наполовину и смена режима со строгого на общий.
За кражу, угон или попытку угона, если ТС будет возвращено владельцу в течение 48 часов с момента обнаружения пропажи в исправном состоянии и без повреждений, давать год общественных работ или поселения.
Прим:
Все решается достаточно просто, но кому-то очень выгодно ничего не менять!
2). Государству же СТРАТЕГИЧЕСКИ необходимо срочно, судя по аналитическому портрету преступников, увеличить доступ активных граждан мужского пола в возрасте от 18 до 45 лет к законным и достойным источникам заработка, а также иметь продуманную политику активной работы с подростками и юношами в возрасте от 14 до 18 лет.
О предложениях все
, теперь пару страниц
аналитической информации о механизмах совершения преступления по ст.ст. 158 УК РФ и 166 УК РФ (кража, угон), а также о портретах преступников:
(материал взят из диссертационного исследования Скибина С. Н. «Особенности расследования угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств»
В работе рассмотрен механизм совершения краж и угонов автотранспортных средств, при этом обращалось внимание на те особенности действий преступника, которые бы свидетельствовали о его умысле - собирался ли он совершить кражу или угон.)
Итак:
«1. Способ распоряжения преступником автомашиной:
Анализ практики показал, что в случае УГОНА автомашины (18,6 % от всех пропаж ТС) преступники:
A) бросают автомашину (7,1 %):
на проезжей части (51,7 %);
в укромном месте (овраг, лес и т. п. - 48,3 %).
B) уничтожают ее (2,9 %).
C) В 8,6 % изученных уголовных дел по фактам угона преступники не успели распорядиться автомашиной, поскольку были задержаны работниками милиции/полиции.
В случае КРАЖИ автомашины (81,4 % от всех пропаж ТС) производится:
D) ее продажа (46,1 %):
в данном населенном пункте (45,2 %);
в другом городе (республике) - 54,8 %.
Похищенные автомашины могут продаваться:
а) скупщикам краденого (27,2 %);
б) случайным лицам (19,3 %);
в) через торговые предприятия (24,2 %);
г) заказчикам (29,3 %).
E) автомашина разбирается на запчасти (32,7 %), которые в последующем продаются.
F) в последнее время стали популярны угоны дорогих автомобилей с последующим требованием выкупа за их возвращение (2,6 %).
2. Время совершения преступления:
в «сезон консервации» (ноябрь-март) доля совершаемых краж транспортных средств снижается резко и значительно, а удельный вес угонов в этот период падает не так заметно;
для угонов более характерно дневное и вечернее время, большинство краж совершается преимущественно вечером и ночью (для угонов - период с 19 до 2 часов; для краж - между 19-24 и 0-2 часами).
3. Место совершения преступления:
с охраняемых гаражей - стоянок как открытого, так и закрытого типа (6,8 %) - только кражи. Они, как правило, становятся возможными при условии нарушения обязанностей лицами, осуществляющими охрану и пропускной режим на этих объектах;
со двора (48,5 %) - как кражи, так и угоны;
от магазинов, рынков и т. п. (39,56 %) - как кражи, так и угоны;
с автозаправки (5,14 %) - только угоны.
4. Условия хранения автомашин:
угонщики зачастую для осуществления преступного замысла пользуются транспортными средствами, оставленными без присмотра, что не привлекает постороннего внимания и не требует необходимости в конспирации.
5. Подготовка к совершению преступления:
1) Подготовка к совершению угонов практически не проводится, преступники выбирают случайную автомашину (46,8 %), имея при себе минимальный набор технических средств, позволяющих открыть дверцу автомашины.
2) Подготовка к совершению краж проводится более тщательно: выбирается автомашина определенной марки (53,2 %); активно изучается образ жизни потенциальной жертвы и установленная охранная система;
через обширные связи в автосервисах, мойках, автостоянках, авто магазинах, мастерских, фирмах-установщиках охранных систем преступниками приобретаются дубликаты ключей, коды и пароли;
подготавливается место, где автомашина будет стоять после кражи (25,8 %);
подготовка орудий преступления (29,1 %);
выбор места совершения преступления (гараж, бокс, платная стоянка, улица);
выбор времени кражи или угона (вечер, ночь, день);
изучение путей подхода и отхода от места преступления;
подбор участников преступления, распределение ролей и функций между ними;
планирование преступной деятельности;
поиск каналов сбыта похищенного (продавцов, покупателей, посредников);
выработка определенной линии поведения (противодействия) правоохранительным органам на случай «провала» и др.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТРЕТА ЛИЦ,
совершающих угоны и кражи автомобилей или иных транспортных средств..
Анализ информации о механизме совершения преступления, полученной на этапе возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий, позволяет выдвинуть обоснованные версии о лицах, совершивших данное преступление:
1. УГОН
транспортного средства могут осуществить как одиночки, так и группы по предварительному сговору.
71,1 % одиночек - это лица, ранее не судимые, которые совершают спонтанные угоны, пользуясь благоприятной для них ситуацией.
26,1 % угонов совершаются ранее судимыми лицами за преступления против собственности, в том числе и за угоны.
Подавляющее большинство угонов совершается мужчинами в возрасте
от 18 до 24 лет - 31,6 %,
от 25 до 29 лет - 30,3 %,
от 30 до 40 лет - 22,8 %,
несовершеннолетними - 15,3 %, как правило, злоупотребляющими спиртными напитками или наркотическими средствами, отрицательно характеризующимися.
Анализ социальных закономерностей показал, что
25,83 % задержанных нигде не работали,
41,33 % трудились,
20,68 % по роду занятий учащиеся (студенты),
12,16 % предприниматели.
48,8 % лиц, совершивших угоны автотранспорта, являются профессиональными водителями. Особо необходимо подчеркнуть общественную опасность угона транспортных средств лицами, не имеющими необходимых навыков в управлении транспортным средством, создающих повышенную опасность для окружающих еще и тем, что, чаще всего, находятся в возбужденном состоянии, в том числе, связанном с опьянением. Они нередко совершают дорожно-транспортные происшествия, иногда с тяжелыми последствиями.
Преступники не совершают угоны по месту своего жительства. Как правило, они жители других районов города - 84 %.
Группы по предварительному сговору, как правило, создаются для совершения одного угона лицами, находящимися в приятельских или родственных отношениях. Как правило, группа состоит из 2-3 человек. Анализ следственной и судебной практики показал, что члены такой группы ранее не судимы (90,7 %),
в возрасте от 18 до 24 лет - 37,6 %,
несовершеннолетние -21,1 %.
Удельный вес преступлений, совершенных подростками в группе, составляет 42,4 %.
При анализе социальных закономерностей было установлено, что
65,16 % задержанных членов группы нигде не работали,
12,81 % трудились,
11,51 % по роду занятий учащиеся (студенты).
2. КРАЖИ
совершаются группами по предварительному сговору или организованными группами.
Анализ следственной и судебной практики показал, что, как и при совершении угонов, группа по предварительному сговору состоит из 2-3 человек. Как правило, члены группы ранее не судимы (90,7 %),
в возрасте от 25 до 29 лет - 24,3 %,
от 30 до 40 лет - 17 %.
Большинство автомобильных воров являются местными жителями - 79,8 %. Лишь немногие преступники прибывают в местность из других районов (20,2 %) специально для совершения хищения автомобиля.
При анализе социальных закономерностей было выявлено, что
65,16 % задержанных членов группы нигде не работали,
12,81 % трудились,
11,51 % по роду занятий учащиеся (студенты),
10,52 % предприниматели.
57,15 % лиц, участвовавших в совершении краж автотранспорта, являются профессиональными водителями.
Разделения ролей в группе по предварительному сговору нет, но уже сформировано руководящее ядро из наиболее активных и авторитетных членов группы. Как правило, его составляют лица с максимально выраженными антиобщественными установками. Однако большинство неформальных лидеров, так же как и непосредственных исполнителей, входящих в такие группы, не имеют достаточных навыков совершения и сокрытия краж автотранспорта. Главное для них - получение определенных материальных выгод, а также удовлетворение личных и групповых интересов.
ОРГАНИЗОВАННЫМИ ГРУППАМИ совершается 34 % краж транспортных средств. Совершенные в таких преступных группах кражи автомобилей отличаются особой дерзостью, организованностью, наличием отработанной системы сокрытия следов и реализации похищенного. Для преступной деятельности последних более характерно серийное совершение краж автомобилей, обычно дорогостоящих.
Членами ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППЫ, совершающей кражи автомашин, являются мужчины, как правило, ранее не судимые (90,7 %),
в возрасте от 18 до 24 лет - 27,4 %,
от 25 до 29 лет - 29,1 %,
от 30 до 40 лет - 21,5 %,
несовершеннолетние - 22 %.
Удельный вес преступлений, совершенных подростками в организованной группе составляет 30,75 %, в том числе с участием взрослых лиц - 16 %.
Анализ социальных закономерностей показал, что
42,45 % задержанных членов организованных групп нигде не работали,
13,45 % трудились,
32,95 % по роду занятий учащиеся (студенты),
11,15 % предприниматели. 58,8 % лиц, участвовавших в совершении краж автотранспорта, являются профессиональными водителями.
Большинство членов организованных групп являются местными жителями (72,3 %), в то время как встречаются группы, которые специально приезжают из других городов для совершения краж автомашин (27,7 %).
Оценивая распределение ролей в организованной группе, специализирующейся на кражах автотранспорта, необходимо обратить особое внимание на наличие в группе лиц, которые осуществляют функции обеспечения деятельности преступной группы. К таким лицам относятся, прежде всего, пособники - лица, обладающие навыками по подделке технических паспортов и других документов, имеющие связи среди работников ремонтных мастерских систем «Автосервис», свои частные «автосервисы», госслужащих и др.»
Итак, подключайтесь к обсуждению. А вдруг, действительно, совместными усилия справимся с данной проблемой?