Как я люблю басы и как я был разочарован! Получился четкий звук, хорошие высокие частоты, но ни намека на басы. Полгода так и ездил, пока при помощи друзей не обзавелся сабвуфером и усилителем. Усилитель – двухканальный Sony подключили мостом, а сабвуфер изготовил друг из колонки Radiotechnika S-90. Тут возник вопрос, как, получившийся, довольно серьезный бас, пропустить из багажника в салон? Решилось все просто, прорезал в кожухе, закрывающем бак, два отверстия, закрыл их сетками от динамиков, в полке тоже прорезал отверстия. Ура! Музыка преобразилась кардинально, о большем я и не мечтал.
Теперь расскажу об эксплуатационных особенностях. Обидно, но двигатель подъедал масло точно так же, как на первом «марке». Может быть от постоянно высоких оборотов, может быть от износа, неизвестно, но он не дымил нисколько. Уходило где-то два литра на 10 тысяч километров. Как ни странно, расход бензина оказался не большим. Я всегда укладывался в 11 литров бензина, это радовало. Не работал моторчик омывателя, купил на разборке за 300 рублей и поменял. На эту машину на наших разборках есть все. И много. В темное время суток напрягала тонировка. Я считаю, что пленкой №5 машины тонировать нельзя. Машины видно только с фарами, с габаритами уже не заметишь, порой открывал окна, чтобы убедиться в безопасности маневра, опускал я их также, когда заезжал в гараж, в зеркала сквозь пленку ночью тоже ничего не видно, впрочем, как и в заднее стекло.
Но зато, какая красота днем! До того привык, что, наверное, никогда больше не буду ездить на незатонированной машине. Но только не «пятеркой». Вот, так называемая, «пятнашка» - другое дело. Ночью как днем. Кстати, про зеркала. Они слишком маленькие для большого Марка, здесь эргономисты пошли на поводу у дизайнеров. Не хватало через них обзора. В салоне между передними сиденьями есть широкий поворачивающийся подлокотник, очень удобный, он, тем не менее, принимал на себя значительную нагрузку от веса водителя при посадке и высадке. Покоробился он очень некрасиво, передний правый угол прогнулся. Есть слова упрека и для отопителя. Я так и не разобрался, неисправность это или конструктивный недостаток. У меня все время мерзли ноги. Воздух горячий, но дует выше ступней на 10 сантиметров. У пассажира ноги потеют, а у меня ледяные. Меня это сильно не устраивало, я даже пытался на сопло одевать трубку, чтобы направить горячий воздух на ступни, не получалось.
Заехал перед дальней поездкой в Читу на регулировку схождения. Мастер показал на приличный люфт в нижних шаровых опорах и я потихонечку так уехал за новыми шаровыми. Это самое больное место этой машины, вырывает их нещадно. Купил какие-то, якобы японские, ставил сам. И надо же такому случиться, при замене отводил стойки в стороны и выдернул провода АБС с клеммами на конце из датчиков на обоих колесах. Обратно вставить их довольно проблематично, датчик спрятан в ступице, а провод должен зажиматься пластиковой колодкой с зажимом с внешней стороны. Оставил на потом, да так и ездил без АБС с горящей лампочкой. Но зато поменял шаровые, так спокойнее. Я лично видел три машины на дорогах, не помню, что там было, MarkII, Chaser или Cresta, подвеска у них одинаковая. Была еще одна неприятность, при полной загрузке неудачно попал в яму, пробил заднюю стойку. Вытекла полностью через день, поставил новые Kayaba. Ездил себе спокойно, раз в месяц подливал масло и никого не трогал. И тут надо же, какая полоса неудач пошла! Стоявшую возле подъезда машину, благополучно подбил сосед на Honda Prelude. Незначительно, разбитый передний поворотник, чуть замятое крыло и содранная краска. Неприятно, но что делать. Отдал в хороший сервис, сделали абсолютно незаметно. Но, не прошло и полгода, как моя собственная жена, которая уже давно получила права, но ездит редко, в гаражном кооперативе перепутала педали и порвала губу переднему бамперу, сорвав его с креплений. Не беда, сделали и бампер. Но полоса продолжалась! Еще через полгода выезжал со стоянки возле работы и остановился, чтобы пропустить машины. Зато один сотрудник, ехав задним ходом, останавливаться не собирался и, не смотря на мои длинные сигналы, запаской RAV4 благополучно превратил переднее круглое крыло в плоское. Как так, 9 лет проездил и ничего, а тут навалилось. Но причиной продажи машины стало не это! Я обожаю свой Марк до сих пор и считаю, что лучше машины не бывает. Но ведь дурная голова ногам покоя не дает! Причин о смене машины было три. Первая – наступила пора крупных вложений, нужно было менять ремень ГРМ, маслосъемные колпачки, делать капремонт подвески (да, наступила зрелость, больше я к машине халатного отношения не терплю). Вторая, и самая главная – собрались с друзьями во Владивосток. Я был в отпуске и планировал просто проехать в качестве водителя, ведь моя машина меня устраивала. И не смог! Как так, ехать в автомобильную Мекку островного автомобилестроения и не привезти себе машину? Задумал так, чтобы не вкладываться в машину, лучше за эти же деньги, естественно, продав любимого Марка, купить точно такой же во Владивостоке и приехать на нем домой! Такой же, пусть пробеговый, но с двигателем 1JZ-GE, то есть 2,5 куба. И третья причина, 93-й год на поверку оказался декабрем 1992 года, все-таки старая уже машина, хотелось 1995-96. Продал машину с первого же выезда на «балку», продали свои автомобили и друзья и мы благополучно уехали во Владик. Всю дорогу на поезде я мечтал о черном Марке в комплектации Tourer S, в общем рисовал себе радужные картины огромного выбора, кучи Марков, не отказался бы и от Кресты. Я знал, что раньше 97 года машины искать не стоит, такова уж наша таможенная политика, я рассчитывал на конструктор, либо на вариант с пробегом. И какое же разочарование я испытал, целый день проболтавшись по Зеленому Углу! Нет ни одной машины, которая мне нужна, нет в принципе. Мало того, в мою цену, в мои, зашитые в трусах бабки, нет вообще ни одной приличной машины! Одни Corolla, почти все белые, почти все 98-99 года, всякие там Raum, Mazda Familia а еще в громадном количестве Nissan, от Pulsar до Primera. В общем, один попсовый ширпотреб, каким вся это мелочь кажется после Марка. А все машины, на которые можно было положить взгляд, стоили начиная от 9000$, когда на машину у меня было всего 6500$. Вздохи разочарования, а вечером я звонил по телефону по объявлениям, но, видимо, так распорядилась судьба, что либо все уже было продано, либо машины находились в непотребном состоянии. На второй день я с обреченным видом, опустив голову ходил по «Зеленке», глядя просто на то, что способно мне понравиться. И тут судьба преподнесла мне очередной сюрприз, переворот, можно сказать. Зашел на очередную стоянку, а на меня смотрит необычным черным хрусталем что-то злое и набыченное. Совершенно сердитый взгляд, снизу небольшая губа, по порогам тоже стоковый пластиковый обвес. Краска сияет черным металликом, красиво. Литье пятилучевое, ни одной царапины на нем. Но, машина то ведь не моя! Это же, так называемый «карибас», Toyota Sprinter Carib. И я уже почти прошел мимо, взгляд зацепился за текст белым маркером по стеклу. И что же это? Как так, ведь так не бывает! А там написано: 165 л.с., twin cam 20, АБС, 6800 у.е. И встал я как вкопанный возле той машины. Привод только передний, а мне 4WD и не надо, мне на заднем хорошо, не говоря про передок. Дисковые тормоза сзади. Глушитель другой, толстенький какой-то. Зачем, думаю от счастья бежать, вот ведь оно, вот волк в овечьей шкуре, наверное, резвая машина, и ведь красивая! Внешностью меня тоже зацепило. Со мной был опытнейший друг, насквозь, как рентген, видящий любую машину, и вот, пока он нарезал круги вокруг машины, пытаясь найти недостатки, я начал обдумывать такой вариант. Я давно хотел универсал, так как постоянно езжу на природу, в Марк ничего не входит, а здесь вон, сколько места в багажнике. Но моя религия «марковода» рубила на корню эти желания иметь пятую дверь сзади. Опять же поспать можно, расстилается половинками все в одну ровную площадку. Дачные поездки на «марковнике» вызывали аллергию: картинки, корзинки и картонки приходилось перевозить в салоне. И вот, пока мой товарищ разглядывал автомобиль, я для себя уже решил, что пешком я отсюда не уйду, и тут друг выдал вердикт, здесь недостатков нет, разве что коробка не механическая. Не битый, не крашеный, год родной, растаможка три дня назад, застояться еще не успел. Сбили цену на 150$ и я уехал на своей машине. Нет, на гонке, ведь сзади красными буквами красуется надпись BZ-Touring!
Комплектация довольно интересная. Крышу украшают релинги, над задней дверью приличных размеров спойлер. Стекла задней полусферы были покрыты заводской тонировкой, прозрачненькая такая, но приятно все равно. Уже по приезду домой, я затонировал пленкой №15 все стекла, естественно, кроме лобового, при наложении пленки на заводскую тонировку, получилось то, что надо. Передние стекла почти прозрачные, задние темнее, практически по ГОСТу. На крыше возле спойлера осталось крепление от антенн телевизора. Кто-то нехороший забрал из моего «карибаса» навигационную систему с телевизором, вставив на его место простенький двухдиновый комбайн, в котором работали только кассеты. Но зато как! Акустику варвары оставили, а ей, видимо, занимался японский хозяин. Громко, даже мидбасами, и ни одного хрипа! Колонки не захлебываются вообще, ничего не дребезжит, а в уголки зеркал встроены твитеры, высокие частоты тоже есть. Это порадовало. По салону тоже нашлись кое-какие изменения по сравнению с простыми «карибами». Стоят спортивные сиденья, жесткие, с серьезной боковой поддержкой. Сразу скажу, спать на них неудобно, но зато моя спина за всю поездку до Иркутска не подала признаков усталости ни разу. А вот на любимом Марке спина за поездку в Читу довольно сильно гудела. Руль – толстенький бублик, покрытый кожей с нарочито грубым швом, поддержка для пальцев и перфорированная кожа в том месте, где по науке должны быть руки водителя, то есть на два часа и на десять. Панель приборов совершенно другая. Она красная. Ни дать ни взять – Хонда или Ауди. Красная зона начинается аж с 8 тысяч оборотов. Автомат режимный, где-то на просторах Интернета выискал, что он тоже не простой, sport-type. Поначалу меня пугала одна его интересная характеристика. При движении по трассе, когда стиль езды можно охарактеризовать как «разгон-торможение», при начале этого самого торможения, коробка подтыкает пониженную и тормозит двигателем. Довольно интенсивное замедление получается. Также этот режим включается при движении с уклонов, при малейшем нажатии на тормоз включается третья. А вот когда хочется уже на четвертую, он может думать пару секунд, в общем переход на нормальный режим автомату удается не сразу. Переключается немного жестковато, но зато вовремя, «кикдаун» мгновенный и реакция на него отменная. На 3000 оборотов происходит серьезный пинок под зад, ускорение взрывное. Все то, чего мне так не хватало в Марке. Подвеска оказалась заниженной на 15 мм, клиренс по документам всего 140 мм. Установлены укороченные стойки и более жесткие пружины. А между чашками передних стоек стоит распорка, увеличивающая жесткость кузова на кручение. Двигатель – «черноголовый» 4A-GE о 20 клапанах – просто зверь. Гудит громко, но зато тащит легкую машинку вперед с завидной агрессивностью, колеса пытаются шлифовать асфальт постоянно. Есть такая информация, что головку блока для этого двигателя выпускала фирма Yamaha, а также, что этот мотор – первый с механизмом изменения фаз газораспределения VVT-i. И вообще, поведение «суперкариба» на дороге очень похоже на Хондовское. Отменная управляемость, дикий двигатель. А какой звук у системы выпуска! Благородно, негромко, но за душу берет. Одновременно и бас и резня, такого практически не бывает в прямотоках, там либо басит, либо трещит, а здесь совмещается, и все это негромко. Система выпуска начинается с «паука», чего только не сделали тойотовские инженеры, чтобы поднять мощность 1,6 литрового двигателя. Никогда у меня не было столь резвой машины и я в нее влюбился. В салоне оказалось места едва ли не больше, чем в Марке, по крайней мере, покорил запас пространства над головой. Хоть в цилиндре сиди. Обратил внимание на большие зеркала с идеально подобранным увеличением, при переводе взгляда с внутрисалонного зеркала на боковые, расстояние не меняется. На сами стекла зеркал была наклеена какая-то пленка, но не на всю площадь отражающего элемента, а чуть меньше. Судя по всему, это было антибликовое покрытие. Позже я эту пленку отодрал, помутнела и стала мешать.
Доехал до дома великолепно, расход бензина просто порадовал, по трассе получилось 6,3 литра на 100 км. Приехал счастливый и довольный, параллельно влюбившись в дальние поездки. Дома, честно говоря, меня никто не понял. Друзья крутили пальцем у виска и тому подобная реакция, когда кто-то узнавал, что я пересел с Марка на Кариб. Но что случилось со мной! Мне больше не нужны седаны! В палатках отпала необходимость, длинные строительные материалы до 3,5 метров входят в салон, одни удобства. Со звуком опять же я сильно выиграл. Там же, в Приморье, я купил более-менее серьезное головное устройство Carrozeria, японский Pioneer, включающий в себя сиди проигрыватель, кассетную деку, естественно, радио, и процессор с возможностью отдельно управлять сабвуфером. С «марковника» перед продажей снял провода, усилитель и забрал сабвуфер, все это сразу же по приезду, установил в Кариб. Очень неплохо, надо сказать, получилось. Чистый, мощный бас, остальное японские колонки вывозят без труда. Музыкальный Кариб получился. Поставил сигнализацию от Magic Systems, поменял еще в дороге ремень ГРМ, делал для себя на долгую и счастливую эксплуатацию. Заменил трансмиссионную жидкость в «автомате» на Mobil ATF220, поменял и антифриз. При покупке немного расстроился резине – стояла зимняя липучка BF Goodrich Altica. Довольно любопытное для меня открытие, всегда думал, что «Гудрич» выпускает только джиповые катки громадной размерности, а здесь липучка 185/60 R14. И зря расстраивался! Отличная оказалась резина! Доехал до дома, проездил летои за эту зиму она показала себя отменно. Очень прогнозируемые срывы, уверенное торможение и гудит не сильно. Со временем нашел в салоне я и недостаток – очень неудачно расположены электронные часы: чтобы посмотреть на хронометр, приходится отрывать левую руку от руля и смотреть вниз.
И вот так езжу по сей день, уже 9 месяцев и 24 тысячи километров пробега. Масло – Castrol TXT 5W-30, бензин – только высокооктановый, степень сжатия 11, 92-й противопоказан. Расход по городу около 10 литров, я думаю, можно и меньше, но не с такой манерой езды, какую привил мне мой «волчок». На нем невозможно медленно ездить, я, наверное, распугал уже полгорода, обороты постоянно 5-7 тысяч. Задиристый аппарат, никак не ожидал я такого от маленькой Тойоты. Особенно бесятся соседи по потоку на Хондах, они никак не ожидают такой прыти от семейного универсала. Пока я даже не задумываюсь о замене машины. Кроме размера устраивает все, привык к жесткости подвески, привык к громкости двигателя. За зимние холода, месяц 30-ти градусных морозов по утрам, подразболталась подвеска, мои укороченные стойки помокрели. К лету планирую поменять вкруг, наверное, выберу Monroe или Bilstein, к Kayaba холодное отношение, слишком много подделок появилось в наших торговых точках. Вот еще неприятность, лопнуло лобовое стекло, некрасивая температурная трещина во всю ширину стекла прошла на высоте 15 см от Торпедо, прошла по маленькому сколу резко, одним щелчком. Я знал, что нельзя резко включать поток горячего воздуха на стекло, никогда так не делал, а стекло не уберег. В планах поездка на Черное море, и я на все 100% уверен в своем автомобиле, на нем можно ездить долго и без проблем.
Ну вот, собственно, и все, что я хотел рассказать о своей автомобильной жизни. Многое пропустил, многое не дописал, но самые яркие моменты я попытался записать. Может, быть, кому-то покажется это бредом, чепухой или же сплошной похвалой конкретным маркам автомобилей, но я и не стремился писать беспристрастно, мнение мое обо всем написанном сугубо субъективное. Простите, если кого обидел, спасибо.
С уважением,
GrizLi (Станислав Г.)