Давно планировалось поездка в Монголию.
Но все как то не срасталось. Возникали, какие-то проблемы или не хотелось ехать 400км до Кызыла для оформления виз.
Но в этом году удалось выяснить у работников консульства в Кызыле что наше присутствие при сдаче и получении документов желательно, но если мы не можем приехать то можно с кем-нибудь их передать. И было обещано, что их выдадут тому, кто скажет, что он от нас.
С визами решилось, отговорок и отмазок не было и мы поехали.
Из многих желающих собрались две машины и трое путешественников.
Маршрут: Абакан – Чадан (Тува) - переход Хандагайты/Боршоо – Улаангом – Мурэн – Хатгал(озеро Хубсугул) – Мурэн – Булган – Эрденет – Дархан – Сухбаатар – переход Алтанбулаг/Кяхта (Бурятия)
Выехали из Абакана после обеда и переночевав на реке Он в Туве.
Через "сотый" перевал к Ак-Довурак – Чадан добрались до погранперехода Хандагайты-Боршоо.
Переход двухсторонний (не международный) работает с 9 до 18. Мы угодили в обед, который у пограничников с13 до 15. Видимо невыносимо тяжелая работа.
позагорав два часа - попали на границу.
Наших прошли довольно быстро, послушали, что на той стороне нас обшмонают досконально и все наши большие ножики отберут.
Оказалось сказкой о злых кочевниках. Заполнили, какие-то бумажки у погранцов на монгольской стороне, вышел таможенник посмотрел на нас и махнул рукой.
Типа - валите отсюда.
На выезде остановили и попросили купить автостраховки.
Сумма по монгольские тугры 33000 (базовая ставка) слышаться солидно, но в рублях это порядка 780 рублей.
Девушка выписывающая страховки и хорошо говорящая по русски в отличии от погранцов и таможенников, была явно не в ладах с математикой.
Она, умножив базовую ставку на повышающий коэффициент, пыталась снова к полученной сумме прибавить базовую ставку. После непродолжительных споров она предложила мне самому посчитать на калькуляторе и, махнув рукой, согласилась взять с нас озвученную нами цифру. Повышающий коэффициент зависит от объема двигателя и записывается со слов водителя, и тут полету фантазии нет границ.
Вообще удивительно как авто с такими маленькими моторами могут передвигаться.
И вот наконец Монголия!!!
Дорога до Улаангома была частью асфальтирована и это приятно удивило.
Там было решено заночевать. Попытки найти гостиницу наткнулись на полное непонимание, нам улыбались во все 32 зуба и разводили руками. С русским языком тут проблема, как впрочем, и у нас с монгольским.
Наконец универсальный язык жестов пробил брешь непонимания.
Самый сообразительный куда то позвонил и передал нам трубку. На том конце провода был человек разумеющий по-нашему.
Быстро объяснили, чего хотим, трубка перекочевала к аборигену, он выслушал, кивнул и повел наш караван к месту ночлега.
Городок по нашим меркам очень маленький двухэтажный, но мы увидели две гостиницы и несколько банков и несколько заправок.
92 Бензин (российский) в западной Монголии стоит 1880 тугриков ~ 45рублей за литр, в восточной чуть дешевле.
Гостиница довольно приличная, но как и у нас на родине - лето пора замены труб и вода только холодная. Правда рядом с гостиницей располагалась сауна и душевые.
Вечером отправились покушать и холле гостиницы были перехвачены и приглашены в гостиничный ресторан.
Перед поездкой нас убеждали что русский язык в Монголии знают и ездят в основном на УАЗах. Очередной миф.
Меню на монгольском и снизу мелко на англицком.
Преобладание блюд конечно из баранины.
Нам как любителям баранины было раздолье.
Заказали себе суп с интригующим названием пиписька ЦА.
Несмотря на название оказался вкусный суп из баранины.
Мой штурман Ирина решила заказать себе что-нибудь самое вкусное,
Официантка кивала головой и дружелюбно улыбалась. (по моему не особо понимая нас)
Потом доставила к столу огромную тарелку, накрытую тонкой лепешкой под которой оказался огромный кусок баранины с овощами. Решили видимо подкормить моего миниатюрного штурмана.
на утро выдвинулись по направлению к Мурэну.
была выбрана дорога обозначенная на карте (монгольской) зеленым цветом с названием "Северная дорога А-18".
потом мы разобрались что зеленные на карте дороги - это грунтовки, синие - гравийные и красные - асфальт.
за первый день проехали 300км. Разогнаться не удавалось, дорогу периодически перерезали высохшие ручьи. которые бежали (когда была вода) к озеру Увс. Озеро соленое, довольно большое, Длина 85 км; Ширина 80 км. Расположено - "Котловина Больших озёр". Хотя высотомер показывал ~800м н.у.м.
Людей и машины в этой стороне встретишь редко. Лишь изредка вдали видны юрты кочевников. По виду типичная степь - редкая трава - песок, снизу мелкие острые камушки.
решили покормить хлебушком верблюдов перегородивших дорогу, но подойдя поближе и увидев зубы внушительных размеров решили не экспериментировать.
орлы птицы в Монголии уважаемые - для них специально в степи вкапывают столбики на которых они отдыхают.
по мере продвижения набирали высоту - трава стала погуще и позеленее.
по дороге попался один указатель дорожный
Вообще то без навигатора даже с картой, в Монголии передвигаться тоскливо (если вы не местный).
У нас было и то и другое поэтому мы довольно уверенно двигались несмотря на множество дорог постоянно сходящихся и расходящихся.
Большинство населенных пунктов обозначенных на карте с большой натяжкой можно так назвать - несколько домом, юрты, заправка, вышка сотовой связи.
Все работает от солнечных батарей, везде энергосберегающие лампочки. Наверное цена бензина стимулирует.
священные места бывают и прямо посреди дороги
продолжение потом - притомился