Самому было лень подробно писать, поэтому взял материал из "Библиотеки правозащитной литературы".
"
Наркологический учет без согласия гражданина незаконен. Никто не имеет права заставить пациента встать на учет.Но...., в этой сфере сложилась и сохраняется совершенно неправовая ситуация. С одной стороны, из действующих норм федеральных законов следует недопустимость постановки на учет без ведома и согласия гражданина. С другой стороны, на уровне подзаконных актов Минздрава продолжает применяться сомнительная, принятая еще в СССР, регламентация недобровольного учета. Подобные несоответствия в реальной жизни создают благодатную почву для манипуляций нормами со стороны недобросовестных представителей органов правопорядка и медицинских служб, что приводит к значительным нарушениям прав граждан.
Основным актом, на котором держится вся конструкция наркологического учета, остается совместный приказ Министерства внутренних дел и Министерства здравохранения СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 "Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией".
Существуют, однако, серьезные сомнения, является ли данный документ действующим, так как одна из сторон, принявших этот межведомственный акт, официально от него отказалась: он был признан недействующим на территории РФ приказом МВД России от 30 июня 2003 года № 492 "О неприменении нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР". Но руководство российской наркологии, не имея другой нормативной основы, предпочитает, по всей видимости, полагать, что совместный приказ утратил силу для органов внутренних дел, но не для системы здравоохранения, т.к. якобы остается действующим нормативным правовым актом Минздрава.
С этим нельзя согласиться, т.к. "полуотмененным" приказом 1988 года регулируются, в основном, вопросы двойного подчинения, прежде всего - взаимодействия органов внутренних дел и органов здравоохранения, что делает одностороннее действие этого акта невозможным.
Однако и милиция (пренебрегая собственным ведомственным приказом 2003 года) ведет себя, как будто отмененный акт действует, и органы наркоконтроля (о которых в приказе 1988 года, разумеется, нет и речи), в своей деятельности ссылаются на "мертвый" приказ советских времен. И даже на портале "КонсультантПлюс" в справке к приказу № 402/109 ничего не говорится о его отмене одной из сторон.
Утвержденная этим приказом Инструкция обязывает ставить на учет всех, кому поставлен диагноз зависимости от психоактивных веществ, равно как и тех, кто попал в поле зрения органов как употребляющий (или даже однажды употребивший) "наркотические или другие средства, влекущие одурманивание". Инструкция предусматривает:
направление на медицинское освидетельствование "граждан, находящихся в состоянии неалкогольного опьянения", на основании:
1) их выявления милицией;
2) сообщений любых лечебных учреждений, в том числе службы "скорой помощи";
3) материалов производств об административных правонарушениях;
4) информации медицинских вытрезвителей;
5) информации следственных органов;
6) информации работодателей в отношении работников;
7) информации соседей в отношении соседей;
информации средств массовой информации.
"В случае доставления таких лиц непосредственно в медицинское учреждение работники последнего освидетельствуют их без направления", о результатах чего незамедлительно уведомляют орган милиции по месту выявления;
"незамедлительное" оформление органом внутренних дел учетных документов (при получении информации о выявленном потребителе). На лиц с диагнозом "наркомания" в милиции заводится "сторожевая карточка", на прочих - учетная карточка "списочного учета";
заполнение наркологическим учреждением "контрольной карты диспансерного наблюдения" (после установления в результате освидетельствования диагноза либо факта потребления). О взятом на учет лице в 3-дневный срок уведомляется орган внутренних дел по месту жительства лица.
Врачи наркодиспансеров, как правило, утверждают, что давно не передают информацию о поставленных на учет. Кто-то, может быть, и не передает.
Добровольно обратившиеся за лечением в диспансер или наркологическую больницу ставятся на учет, по Инструкции, только в наркодиспансере. Если они не нарушают режим посещений, предписанный врачом, информация о них в ОВД не передается.
Отдельно должен вестись учет снятых с учета.
Согласно Инструкции, работники медицинского наркоучреждения и сотрудники милиции ежеквартально проводят пофамильную сверку учтенного контингента на обслуживаемой территории.
Интересно, что взять на учет можно, при желании, практически любого человека. Согласно Инструкции, отсутствие наркотических (одурманивающих) веществ в организме на момент освидетельствования при наличии других достаточно обоснованных сведений не может служить основанием для непостановки на учет.
"Подучетным" может стать и человек, о котором стало известно, что он употребил (употребляет) в целях "одурманивания" легальные психоактивные вещества (лекарственные средства или, например, растения типа Salvia Divinorum).
Организация учета уточняется приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" и приказом Минздрава России от 31 декабря 2002 года № 420 "Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений". В приказе от 12 сентября 1988 года, ссылающемся на основополагающий приказ от 20 мая того же года, детализируются сроки нахождения на учете и необходимая частота посещения пациентом врача.