Если послушать женщин, жалующихся на мужчин, которые «злоупотребляют», то, как правило, они восклицают: «Опять эти бесконечные пьянки!».
Чем отличается застолье и встреча за столом от пьянки, если говорить про метафизику водки? Тем, что у пьянки нет конца. Правда, вы можете заметить, что у любого запоя есть окончание. Да, это так, если разбирать клинику алкоголизма, но эта тема совершенно другая. У запоя есть конец, но физиологический – когда организм уже не справляется.
Так вот. У всего есть начало, середина и конец. Но, с другой стороны, мы должны понимать, что есть какая-то остановка в пути. Тот же Чеснов ЯнВениаминович, про которого я уже говорил, рассказывал: «Как-то иду я по одному абхазскому селу на Кавказе. Из дома выходит мужчина, останавливается и рукой перегораживает мне дорогу. Говорит: «Зайди, чтобы я человеком стал... Гостем будешь». Япрохожу к нему во двор и по местному обычаю становлюсь гостем на три дня. Есть начало, есть конец. Меня принимают. Есть отдельный гостевой дом. Помещение, где я живу. Опять же все это сопровождается определенным ритуалом. Но, тем не менее, все равно есть начало и конец.
...Один гость задержался в чеченской семье несколько дней. Когда уходил, жена сказала мужу: «Какая у гостя спина красивая!».
Если говорить про застолье, если говорить про метафизическое пространство, что возникает за столом, как бы мы его ни называли: духовным, психологическим, антропологическим, субъектным, этническим – у каждого есть то название, которое человек считает для себя приемлемым, в данном пространстве свои законы и время.
Мы уже коснулись пространства телесности, а сейчас мы обратим внимание на пространство сознания.
В нем либо человек остается, и тогда у него есть понимание, когда этот процесс должен закончиться, либо у него сознание отключается, и он попадает уже в пространство запоя или «пьянки».
Более того, если говорить про время в пространстве застолья и встречи, человеческой встречи, такой встречи, когда мы можем увидеть друг друга и понять, с кем мы имеем дело, то для этого за столом должно развернуться множество миров, прежде всего личностных.
Таким образом, третье измерение застолья – пространство личностей, которые здесь и сейчас начинают проявляться, развертываться.
Пространство личности – это социальный театр, который все наверняка не раз видели. Социальные (ролевые) типажи участников достаточно понятны. Всплывают какие-то личные обиды. Типичны роли старого холостяка или старой девы, «Дон Жуана», массовика-затейника... Об этом много написано в литературе, как художественной, так и научной (социологической, психологической). Хорошие портреты социально-личностных развертываний за столом можете легко найти в Интернете, они неплохо представлены: вся эта драматургия описана достаточно живо.
Но есть и веяния сегодняшнего дня.
Во многих фирмах сейчас можно найти «печень организации». Приватизационные процессы зачастую просто проходили «на печени». Когда руководитель должен был решить для себя, продавать ему свое предприятие или не продавать, с ним надо было просто долго сидеть и пить, и в конце концов он на это решался.
Через эту самую «печень», компания и получала основную собственность. И, конечно, эта «печень» коллективом фирмы ценится очень высоко, потому что никому не хочется быть этой самой «печенью».
Но вернемся к продолжительности застолья: все «роли» должны быть сыграны. Зачастую это императив, который невозможно обойти: не всегда застольные личности находятся в «сознании» – рефлексируют себя.
При всей очевидности, не социальный театр определяет продолжительность застолья. Как правило, люди знают, когда все должно закончиться. Более того, у всех, кто приходит за этот стол, есть собственный примерный план пребывания за ним. Тем не менее, за столом измеряют время не тем, сколько просидели, а тем, сколько осталось.
Да, есть столы состязательные у некоторых народов Кавказа. Кто встал по необходимости, вернуться обратно за стол не может уже. Поэтому сидят до последнего. Но это все особые случаи.
Все, кто отдает себе отчет, кто является вменяемым человеком, тот понимает, когда и почему он должен прийти и когда он вынужден уйти.
Опять же есть правила хорошего или плохого тона: не пришел – обидел.
Если надо уйти раньше, то уходят до пика празднования. Но это мы говорим про праздник.