Гибель Веры Трифоновой в тюремной больнице от тяжелых, но не смертельных недугов стала еще одним приговором отечественной правоохранительной системе. Проведя в изоляторе менее полугода, 53-летняя женщина, обвинявшаяся в покушении на мошенничество (более подробно о ее деле – смотри статью на стр. 01), скончалась из-за неоказания квалифицированной медпомощи. В колонке на этой странице обозреватель Мария Эйсмонт писала 25 марта: «На жалобу врачам сизо об угрозе задохнуться во время сна Трифоновой «предложили спать стоя». Это не просто утонченное издевательство, а пытка (см. ст. 1 Конвенции ООН против пыток). Показательно и то, что Трифонову арестовали через месяц после вызвавшей громкий резонанс смерти Сергея Магнитского в Бутырском сизо. Следствие и суд «не заметили» скорого вступления в силу президентских поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, которые запретили досудебный арест по 33 экономическим статьям УК и смягчили наказание по статье «мошенничество», в которой обвинялась покойная. После сообщения о смерти подследственной Дмитрий Медведев лично потребовал разобраться и наказать виновных. Ждем результата?
Суды и следователи привыкли игнорировать медицинские доводы в пользу освобождения обвиняемых. Они, по сути, увязывают серьезность обвинения и состояние здоровья. Система, и без того направленная на подавление человеческого достоинства, особенно жестока к больным. Невиновные граждане, находящиеся под следствием, оказываются в случае болезни бесправнее заключенных, чья вина признана судом.
Администрация тюрем и лагерей обязана выпустить заключенного, который страдает недугом, входящим в определенный правительством перечень болезней. Издать такой же перечень болезней, при наличии которых суд и следствие обязаны освобождать из-под стражи под страхом уголовного наказания за превышение полномочий, необходимо и для обвиняемых в ненасильственных преступлениях.
Но это все детали. По сути, дело в том, что система исполнения наказаний становится опасной для жизни подследственных и отбывающих наказание, как только речь идет о серьезных интересах и больших деньгах.