Владелец нового автомобиля в России потеряет за три года владения от 15 до 45% его стоимости, разница сильно зависит от класса и модели, но не от марки машины. Дорогие модели автомобилей теряют в цене существенно больше дешевых не только в абсолютных цифрах, но и в процентном отношении, говорят результаты исследования потери стоимости трехлетних автомобилей на российском рынке, проведенного аналитическим агентством "Автостат". По результатам исследования составлен рейтинг моделей (см. таблицы) . Эксперты сравнивали данные по новым легковым автомобилям в 2011 г. со средней ценой предложения на вторичном рынке в 2014 г. Сопоставление стоимости проводилось в рублях. Рейтинг составлен для 290 самых массовых моделей рынка 2011 года выпуска, общее число предложений по продаже этих машин на вторичном рынке сейчас более 220 000.
В Тop-50 автомобилей, которые за три года теряют менее четверти первоначальной стоимости, попали семь моделей марки Volkswagen, шесть - Toyota, по четыре - Nissan и Renault, три - Kia. В рейтинге есть только две модели отечественных автомобилей: Lada 4x4 (Niva) (-21,6%) и UAZ 3163 Patriot (-22,2%).
Среди отдельных моделей больше всех при продаже трехлетнего автомобиля теряют владельцы Renault Laguna (-44,6% от стоимости новой машины), Jaguar XF (-42,7%), Cadillac CTS (-41,4%), украинского ZAZ Chance (-41,4%) и BMW 7-series (-41,1%). Меньше всего за первые три года эксплуатации теряли в стоимости Renault Sandero (-14,9%), Hyundai Solaris (-15.9%) и Santa Fe (-16%), Volkswagen Golf (-16,2%) и Polo (-16,2%).
Наименьшую потерю стоимости моделей-лидеров Sandero и Solaris, эксперты объясняют низкой базовой ценой производителей. "Три года назад, при выводе моделей на рынок, производители стремились назначить на них минимальные цены, - говорит начальник отдела аналитики "Автостат" Андрей Топтун.
Эксперты также указывают на разницу в средней величине потери стоимости по ценовым сегментам. Так, автомобили ценой до 400 000 руб. через 3 года эксплуатации потеряли в среднем 29,5%, от 400 000 до 600 000 руб. - 26,3%, от 600-000 до 800 000 руб. - 26,7%, от 800 000 до 1 млн руб. - 27, 4%, от 1 млн. - до 1,5 млн руб. - 28,4%, от 1,5 млн до 2 млн руб. - 28.9%. Больше всего (-32%) потеряли в цене за 3 года автомобили стоимостью свыше 3 млн руб. То есть, чем дороже машина, тем пропорционально больше она потеряет в цене. Из общей тенденции выбиваются только самые дешевые машины до 400 000 руб. "Сегмент "потянули вниз" низкие цены на вторичном рынке Lada 2107, Daewoo Nexia и Matiz - это сильно устаревшие модели, которые присутствуют на рынке свыше 20 лет практически в том виде, как их запускали в производство, - говорит Топотун. - Как следствие - низкий спрос на вторичном рынке, низкая цена перепродажи, высокая потеря стоимости". Кроме того, указывает эксперт, Daewoo в течении последних трех лет не производила существенных корректировок стоимости и цены на новые модели Daewoo сегодня остается низкой - примерно на уровне 2011 г., что также не способствует высоким ценам на эти машины на вторичном рынке.
В любом случае потеря одних и тех же величин в процентах для автомобилей разного класса оборачивается значительной разницей в реальных деньгах, отмечают эксперты. Потеря 41,4% стоимости Zaz Chance означает для автовладельца "минус" 130 000 руб., владелец Cadillac CTS за тот же период времени и при тех же 41,4% теряет 759 400 руб.
Модели с самой низкой потерей стоимости за первые три года Модели с самой высокой потерей стоимости за первые три года