Управление спросом: зачем в Москве хотят ввести плату за въезд9 июня, 11:39
Госдума отложила рассмотрение закона, позволяющего местным властям брать деньги за въезд транспорта. Законопроект повторно рассмотрят осенью, и не исключено, что идея платного въезда к тому времени претерпит ряд изменений. Тем не менее, столичный департамент транспорта продолжает работу над собственным проектом платного въезда в Москву или на ее отдельные территории. По предварительным данным, дептранс разрабатывает варианты платного въезда в пределы МКАД и ТТК. До конца года будет готова дорожная карта проекта, а на практике идею, скорее всего, опробуют в районе делового центра «Москва-Сити».
Неделю назад комитет Госдумы по транспорту рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект, позволяющий местным властям вводить ограничения движения транспорта на отдельных территориях, а также организовывать платный въезд. Ожидалось, что 7 июня закон будет принят в первом чтении, но депутаты решили заняться вопросом осенью после завершения очередных выборов. Не исключено, что рассмотрение спорного законопроекта отложили под давлением чиновников и общественных деятелей, которые выступили против него.
Многие депутаты утверждают, что норма о платном въезде вообще должны быть исключена из закона. Так, первый заместитель главы комитета госдумы по транспорту Михаил Брячак заявил, что нормы, ограничивающие движение путем введения платы, будут сняты. «Если мы введем такую меру, то фактически скажем чиновникам: вместо того, чтобы заниматься инфраструктурой, поиском решений, бюджетов и механизмов для улучшения дорожной ситуации, можно просто повесить знаки и спать спокойно», – пояснил чиновник в интервью телеканалу «360». Добиваться исключения нормы о введении платного въезда пообещал депутат и бывший министр транспорта Виталий Ефимов.
Законопроект «Об организации дорожного движения», наделяющий местные власти правом ограничивать, запрещать или вводить платный въезд в отдельные районы или города, Минтранс разработал еще в 2014 году. Тогда же проработать идею платного въезда в центр города предложили московские власти, сославшись на экспертные заключения зарубежных специалистов-транспортников. Начать предлагалось с зоны «Москва-Сити», но мэр столицы Сергей Собянин заявил, что считает идею платного въезда несвоевременной, а загруженность центра и других проблемных зон пообещал регулировать с помощью взимания платы за парковки. Аналогичные заявления представители столичного дептранса делают и сейчас.
Тем не менее, эксперты не сомневаются: платный въезд в столице рано или поздно введут. По прогнозу муниципального депутата Басманного округа Москвы Евгения Будника, взимать плату начнут осенью 2017 г. либо весной 2018 года. Но прежде, говорят урбанисты, систему нужно хорошо отработать.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что платный въезд применим исключительно в городах с очень плотным трафиком и тяжелым соотношением между планировочными пропорциями и количеством автомобилей. Руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский и вовсе уверен, что иных вариантов регулирования, кроме финансовых, нет. «Задача заторов никак не решается дорожным строительством. Машины покупаются быстрее, чем строятся дороги, и даже американцы не смогли ничего поделать в своих городах», – говорит эксперт.
Блинкин полагает, что платный въезд – не единственный способ регулирования транспортных потоков. «В Германии нет платного въезда. Возьмите, к примеру, Мюнхен – автомобильное сердце мира. Там живут люди с высоким уровнем доходов, и отнять у них автомобили невозможно. Но людей все-таки приучили не ездить в центр на машинах, потому что парковаться дорого, а общественный транспорт работает хорошо». Блинкин напоминает, что очень эффективным ограничителем становятся дифференцированные парковочные платежи и стоимость резидентного хранения машины.
Сам по себе закон, разрешающий брать плату, Блинкин считает правильным, а его практическое использование – вопросом расчета. «Возникает простая задача: управлять спросом на автомобильные поездки. Это можно сделать одним способом – управлением ценой владения, которую можно регулировать разными способами. Один из них – платный въезд». Для начала, говорит эксперт, нужно разобраться с тем, какую именно цель преследуют власти. «Все начинается не с технической, а с планировочной задачи. Нам нужно, чтобы в центр меньше приезжали, или чтобы он меньше использовался как транзитная зона? Это разные задачи и разные средства решения», – отмечает Блинкин.
В отношении введения платного въезда в Москву эксперт пока не испытывает оптимизма. «Я подпишусь только после очень аккуратного исследования. Для начала нужно аппаратурно проконтролировать все потоки и тщательно все просчитать. А платный въезд на МКАД – это просто фантазия». Начать Блинкин предлагает с локальных зон. «Платный въезд в «Сити» с его дорогими парковками по факту уже существует. На пятачке побольше типа Бульварного кольца можно пробовать платный въезд. Вопрос только в том, как решать проблемы местных жителей».
Александр Шумский считает, что организовать систему взимания платы нетрудно. «Никаких шлагбаумов не нужно, технически все уже готово, а камеры и другие средства слежения легко настраиваются на любой периметр. Платный въезд можно ввести как зонально, так и для целого города. Например, как в Нью-Йорке - сделать платными мосты или другие объекты. Можно применить зональное разделение, при котором платишь, перемещаясь из зоны в зону», – объясняет эксперт.
В случае введения платных зон город в первое время ждет дорожный коллапс, уверен Шумский: «У нас в центре огромный транзитный трафик, который должен будет куда-то уйти. Первое время будут заторы и на ТТК, и на МКАД, но потом потоки перераспределятся, а кто-то вообще откажется от машины, и движение успокоится».
Другое дело, говорят эксперты, что вопрос платного въезда находится в социально-экономической плоскости. «В Лондоне к введению платного въезда готовились семь лет. Мы только начинаем общественные дискуссии. Вопрос в том, насколько люди устали стоять в пробках и готовы ли они платить деньги», – говорит Шумский.
Опыт платной парковки, продолжает руководитель проекта «Пробок.нет», сегодня считают положительным даже те, кто живет в зоне взимания платы: «Если сейчас предложить отменить платные парковки в центре, люди скажут «нет». Потому что это порядок на дорогах, это места для резидентов. Такая же ситуация может быть и с платным въездом. В том же Стокгольме его предлагали отменить, но люди высказались против».
Источник: autonews.ru