Добрый день уважаемому сообществу.
Может быть кому-то пригодится мой опыт. Стал замечать, что усилие на руле иногда не нормальное. При разном угле поворота руля проявляется. То тяжело крутить, то опять нормально. Давление в колесах нормальное. Жидкость в бачке нормального цвета, гарью не пахнет. Смотрел на заглушенном моторе (как позже выяснилось, зря. но я и не знал, что надо смотреть на заведенном - век живи, век учись). Насос при работе звучит нормально, ровно, в крайних положениях "пшикает", т.е. все в порядке. Почитал базу знаний - похожие симптомы при закисшей нижней крестовине вала, что возле рейки (вроде правильно назвал деталь). Подумал и решил начать с простого - заменить жидкость ГУР, если не поможет - будем смотреть дальше. Взял две литрушки Кастрол Декстрон 3. Слили старую жидкость (механик сказал - чернозем), залили новую. Погонял руль туда-сюда дцать раз, мотор работал минут 10-15. Цвет жидкости стал заметно темнее. На работающем двигателе в бачке ГУР явно видно "воронку" - насос хорошо прогоняет жидкость. Слили промывочный объем и снова залили новую жидкость. Какое то время провозились с хомутом шланга - стал мягкий - не могли зацепить-разжать. Сломали в итоге. Лучше иметь парочку новых перед процедурой замены жидкости.
В итоге работа ГУР нормализовалась, во всем диапазоне руль крутится с одинаковым усилием.
Цена вопроса 2 литра жидкости + работа = 3100 руб.
Вывод: смотреть уровень жидкости ГУР, цвет и запах (открыв крышку бачка) - на заведенном двигателе для визуального контроля "воронки". В моем случае жидкость в бачке казалась нормальной, но система была явно загрязнена, что обнаружилось при удалении отработки из системы. Ну и соблюдать регламент замены.
Порадовало, что машина "попросила" внимания, а не наказала поломкой.
Благодарю всех за внимание.