Уже проблема достигла российского масштаба. Однако думаю я ничего не изменится. Не для того кормушка открывалась.
Общая домовая нужда.
На нас вновь повесили счета за сгнившие трубы в подвалах.
С ноября вся страна перешла на новую систему расчета коммунальных услуг – теперь в платежке появится новая строка «общедомовые нужды» (ОДН). Это означает, что жильцы, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг» (утверждены постановлением правительства Российской Федерации), будут платить за содержание подъездов, нежилых помещений и площадей общего пользования.
Каким образом должна начисляться сумма по новой графе? Разница между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний счетчиков во всех квартирах должна делиться на число квартир пропорционально их общей площади. Таков общий принцип. По опыту некоторых регионов, перешедших на новую систему расчетов еще с сентября, получилось, что эта сумма достигает 1500 рублей. Однако по смыслу постановления правительства эта величина должна вычитаться из строки «содержание и ремонт», куда она де-факто была включена ранее. То есть, общий платеж должен был бы остаться на прежнем уровне.
Тем не менее, во многих случаях по факту ситуация совершенно иная. Так, в Омской области прокуратура уже занимается проверкой обоснованности новых платежей, которые жителям области разослала омская Региональная энергетическая комиссия. Гражданам, привыкшим тратить по 2-3 кубометра горячей и холодной воды в месяц по показаниям внутриквартирных счетчиков, разослали платеж, дополнительно включающий в себя 5 кубометров воды на мытье подъезда. Если учесть, что в подъезде хрущевки находится 20 квартир, выходит, на мытье полов на лестнице ежемесячно уходит ровно 100 тонн воды!
Во многих других регионах уменьшить платеж за содержание и ремонт на величину общедомовых нужд попросту «позабыли», что дало повод заняться «веселой математикой». Например, перемножить 85 миллионов квартир в России на 1500 рублей. Выходит новый побор в размере 127,5 миллиарда рублей в месяц или более 1,5 триллиона рублей в год!
Конечно, взимать эти суммы – полный нонсенс. Однако чиновников этот аргумент останавливает далеко не всегда. Например, из Архангельской области сообщают, что хозяевам деревянных домов уже с начала осени начислили в плате за общедомовые нужды плату за отопление подъездов, хотя никаких батарей отопления в этих самых подъездах нет. Не забыли включить в счета и расходы на воду для мытья подъездов, хотя их мытьем жильцы занимаются самостоятельно - набирая воду в ведра из своих квартир, оборудованных счетчиками. Однако с каждого метр общей площади берут плату за 250 литров воды. Получается, что владелец квартиры в 50 квадратных метров должен платить в месяц дополнительно за 14 кубометров воды плюс за подогрев 1 кубометра этой воды.
На Дальнем Востоке, в том числе в Хабаровской крае, уже сложилась негативная практика, когда население массово отказывается оплачивать платежки с ОДН полностью или частично, считая дополнительные суммы незаконными. В ответ коммунальщики отключают их дома от электроэнергии, а иногда и от воды. А постановление работает-то всего два месяца. Что же будет дальше?
Жители многих губерний центральной России пока даже не подозревают о том, какие платежи получат в начале декабря. К их числу относятся как привыкшие к относительно невысоким платежам москвичи, так и жители Подмосковья, регулярно сталкивающиеся со скандалам в жилищно-коммунальной сфере.
К чему готовиться? Какая плата будет законной? Как реагировать на «неправильные счета? На эти вопросы «СП» ответил ведущий юрист Института экономики города Дмитрий Павлович Гордеев:
- По содержанию, по смыслу платежей за общедомовые нужды было бы правильно и логично, с бытовой точки зрения, чтобы они были включены в строку «содержание и текущий ремонт», как это было до сих пор. Но юридически ситуация выглядит совершенно иначе. В соответствии с постановлением федерального правительства № 37, вступившим в силу еще в 2006 году, ОДН должны всегда включаться в состав платы за коммунальные услуги – там, где перечисляются отопление и вода, а не в «содержание и ремонт». Поэтому бытовавшая до сих пор ситуация с начислением ОДН, в том числе и в Москве, юридически была незаконной. Но Москва – город большой, чиновникам было лень отдельно вычислять плату за общедомовые нужды. И потому Мосжилинспекция включила ОДН в плату за содержание жилого фонда. И это второе нарушение с юридической точки зрения. Ведь не вправе определять чиновники, какие общие нужды есть у собственников данного дома. По закону определить их состав может только общее собрание собственников.
«СП»: - То есть – причина изменений с ноября кроется в желании убрать юридические не состыковки из платежек?
- В связи со вступлением с 1 сентября постановления правительства № 354 власти регионов получили команду вычесть ОДН из платы за содержание жилого фонда, что должно было быть сделано еще 6 лет назад.
При этом эта мера чисто техническая. То есть общий платеж измениться вообще не должен. Появилась отдельная строка «общедомовые нужды», но на эту же сумму должна уменьшиться строка «содержание и текущий ремонт». Двойной оплаты по любому быть не должно. Во всяком случае, в Москве, Мосжилинспекция это обещает. Вот в декабре и посмотрим на первые платежки с ОДН.
«СП»: - Но ведь когда раньше власти объясняли жильцам, для чего нужны внутриквартирные счетчики, они говорили: чтобы не платить лишнего. Теперь получается, что вновь на жильцов вешают неконтролируемые платежи за протекшие в подвале или на подступах к дому трубы?
- Формально говоря, пусть и в другой строке, под другим названием, но за ОДН, по федеральным законам, платить надо было и раньше. Собственники квартир как не могли проконтролировать, каким образом им начисляется сумма за содержание и текущий ремонт жилого фонда, так и теперь не смогут.
Но есть вот какой нюанс. Ранее управляющая компания была уверена, что ей дается строго фиксированная сумма с квартиры на содержание фонда. Поэтому чем меньше расходы на ОДН, тем больше этой компании остается денег на другие расходы и на ее прибыль. По этой причине руководство управляющей компании имело понятный материальный стимул жестко мотивировать своих работников на применение ресурсосберегающих технологий. Чтобы были сберегающие электроэнергию лампочки в подъездах, чтобы везде были хорошие рамы и стекла – не выдувало бы тепло на улицу. Не лилась вода из кранов в подсобных помещениях из-за забывчивого работника коммунальной службы, своевременно заделывались протекшие трубы в подвалах и тому подобное. То есть был понятный экономический механизм, чтобы обслуживающие предприятия жестко экономили ресурсы и деньги жильцов.
Теперь, получается, такой механизм устранен. Представьте себе тот колоссальный износ, который имеют большинство зданий, и вы поймете, что теперь все это даже не будет стимула содержать в нормальном виде, ремонтировать. Проще скинуть на жильцов отдельной платежкой все прорехи, утечки из водопровода, воровство воды, тепла и электричества.
«СП»: - А как можно все-таки проконтролировать владельцу, откуда берется начисляемая сумма?
- А никак. Вот по этой причине наш институт доказывал годами московской мэрии, выходил на уровень федерального правительства, что нужно сохранить механизм экономической мотивации управляющих компаний к ресурсосбережению, чтобы четко показывать собственникам жилья, откуда берутся цифры в счетах. Но ничего из наших предложений не было услышано.