'bitrix:im.messenger' is not a component

Автор Тема: Почем судьи и губернаторы  (Прочитано 976 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

MVD

  • Я все таки верил в Россию................ (Тотал форева)......
  • Генерал-Лейтенант
  • ********
  • Репутация: +1629/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 10754
  • Город: Архангельск (начинаем мотать: старт здесь)
  • был 120 теперь 150 (погиб), теперь жгу на ГЧ

Рубль пишем, два в уме
Как правильно считать расходы на депутата, судью или чиновника? Да, есть зарплата, но премия часто больше. А еще у некоторых есть служебный автомобиль с водителем, секретарь, помощник, кабинет, стол красного дерева и прочие представительские излишества. А у большинства — нет. Зато у всех горит свет, течет на работе вода из крана, стоит компьютер — это необходимость, которая тоже стоит денег. Как все это учесть?
В бюджетах нет такого раздела — «Расходы на содержание властей». Есть, например, статья «Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ» — можно ли считать, что это все расходы хотя бы на губернатора и его аппарат? В бюджете Москвы по этой строчке проходит около 4 млн руб. — видимо, вознаграждение мэра, а в бюджете Красноярского края здесь просуммированы не только доходы губернатора и его администрации, но и расходы губернаторских чиновников на транспорт, связь и т. п. Очевидно, что, сложив эти статьи, мы получаем сумму свиней и апельсинов, которая не скажет нам ни о чем.
Чтобы получить более адекватный результат, «Ведомости» взяли в региональных бюджетах целиком раздел «Общегосударственные вопросы», который включает траты на все ветви власти: исполнительную, в том числе администрацию губернатора и правительство, законодательную и судебную. И вычли из этого раздела значимые статьи, явно к делу не относящиеся (см. врез на стр. 12).
Большой проблемой стала входящая в этот раздел статья «Другие общегосударственные вопросы», на которую во многих регионах приходится около двух третей «Общегосударственных расходов». «Это помойка — в нее попадает все, что не вписывается в другие статьи, — объясняет сотрудник регионального минфина. — Классификацию нам дает [федеральный] Минфин, и мы должны в нее вписаться. Но каждый регион понимает правила по-разному. Когда люди не знают, к чему отнести [те или иные расходы], они ставят их в общегосударственные».
Но эта «помойка» включает интересующие нас расходы, например на «руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов РФ», «реализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением» и т. п. «Если вычленить из этой статьи все явное, что не касается госаппарата, остальное условно можно считать расходами на содержание чиновников», — подтверждает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

Вместе с тем даже очищенные расходы по этой статье не отражают и половины реальных трат на госуправление — часть из них проходит по отраслевым статьям, не попадая в «Общегосударственные вопросы», указывает один из руководителей минфина крупного региона. «Чтобы соблюсти коэффициенты Минфина, регионы могут искусственно сократить те расходы, которые участвуют в расчетах. Например, известны случаи, когда затраты на технический персонал и IT-подразделения переводились в другую категорию путем создания специальных дочерних структур, не входящих в администрацию региона», — расшифровывает Климанов.
Словом, глядя на получившиеся у «Ведомостей» цифры, надо помнить, что нет такой статьи, которая идеально подошла бы российской власти.
Что почем
По абсолютным показателям особых неожиданностей нет (см. таблицы, полная версия — на www.vedomosti.ru): больше всех в России на госуправление в 2009 г. потратили Москва (21,611 млрд руб.), Петербург (12,873 млрд руб.) и Московская область (12,131 млрд руб.), а меньше всех — Еврейская автономная область (278 млн руб.), Калмыкия (349 млн руб.) и Алтай (415 млн руб.). Но по доле расходов на управление в расходах бюджета Москва с показателем 1,9% занимает одно из самых скромных мест в России — 4-е после Владимирской, Ростовской и Белгородской областей.
А лидеры по доле совсем другие — Кабардино-Балкария, Ингушетия и Ненецкий автономный округ, где на «общегосударственные вопросы» в 2009 г. ушло 10,4, 10,2 и 9,4% бюджетных расходов соответственно. Причем Кабардино-Балкария и Ингушетия заняли первые две строчки и в списке регионов, которые больше всех нарастили свои расходы в кризисном 2009 году.
В Кабардино-Балкарии в 2009 г. на госуправление ушло 2,097 млрд руб. — рост к предыдущему году на 44%. При этом общие расходы бюджета выросли всего на 16%. В рамках «общегосударственных вопросов» примерно на четверть поднялись расходы на «функционирование высшего должностного лица субъекта» (до 154,9 млн руб.), на 19% — на законодательные органы власти (до 61,1 млн руб.). Но ни по размеру, ни по динамике ни одна статья на «функционирование» не может сравниться с «Другими общегосударственными вопросами» — рост на 50% до 1,716 млрд руб.
Министерство финансов Кабардино-Балкарии получившиеся у «Ведомостей» результаты называет некорректными. Долю расходов на содержание региональных госорганов там считают по методологии Минфина России (определена постановлением № 990 от 29 декабря 2007 г.) и ориентируются на годовой норматив в 2008 и 2009 гг. в 7,8 и 6,1% соответственно. При расчете нормативов годовой объем расходов на содержание органов государственной власти (расходы на содержание законодательных, исполнительных и судебных органов за минусом расходов по содержанию органов власти, исполняющих переданные полномочия) делится на годовой объем доходов консолидированного бюджета республики, состоящих из налоговых и неналоговых доходов и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, объясняет замминистра финансов Кабардино-Балкарии Беслан Таов. В республиканском бюджете в 2008 г. на чиновников было предусмотрено 608,3 млн руб., или 4,1% доходов бюджета, в 2009 г. — 661,7 млн руб. (3,7%), говорит он. Статья «Другие общегосударственные вопросы» при расчете нормативов не учитывается, указывает Таов. Среди этих «вопросов» согласно распределению бюджетных ассигнований республики на 2009 г., например, три республиканские целевые программы: «Пожарная безопасность объектов социальной сферы на 2007–2009 гг.», «Профилактика коррупции на 2008–2010 гг.» и «Программа административной реформы на 2006–2010 гг.». Впрочем, нельзя не отметить, что две последние имеют к чиновникам непосредственное отношение.
В Ингушетии почти трехкратный рост расходов на госуправление совпал со сменой президента: в конце октября 2008 г. Мурата Зязикова сменил Юнус-Бек Евкуров, который получил широкие полномочия по наведению порядка в республике, подкрепленные ростом республиканских бюджетных расходов — 2009 на 73%. Но расходы на «общегосударственные вопросы» выросли еще больше — на 181% до 1,508 млрд руб. Внутри этого раздела почти на треть повысились расходы на законодательные органы власти, примерно вдвое — на правительство, суды, финансовые, налоговые и таможенные органы, но основной прирост дали, как и в прошлом случае, «Другие общегосударственные вопросы» — в 3,8 раза до 965,98 млн руб. (впрочем, «Резервные фонды» выросли и вовсе в 9 раз до 92,29 млн руб.). В пресс-службе главы республики «Ведомостям» в пятницу сказали, что с ходу предоставить комментарии не могут.
Рост затрат на госаппарат в проблемных регионах, как правило, объясняется ростом численности этого аппарата, объясняет чиновник Минрегионразвития. Этим регионам нужно развиваться опережающими темпами, а для этого нужны управленцы; при этом об эффективности расходов на госуправление никто особенно не думает, заключает чиновник. Правда, те же Ингушетия и Кабардино-Балкария стоят и в верхней части списка «скромников», принявших решение урезать расходы на самофинансирование в 2010 г. на 24%. В этом году, по идее, губернаторы должны быть более экономными, отмечает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. В 2010 г. трансферты из федерального бюджета были сокращены на 20% — тут уже каждый волей-неволей должен что-то сокращать. В 2009 г. только в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (основной вид федеральной помощи) Ингушетия получила 7,5 млрд руб., а Кабардино-Балкария — 7,9 млрд руб.
3-е место по доле расходов на самообеспечение в 2009 г. занял Ненецкий автономный округ с расходами в 513 млн руб. — плюс 24% к 2008 г., хотя общие расходы бюджета незначительно снизились (примерно на 1%). В частности, выросли расходы на «функционирование высшего должностного лица» — на 96% до 6,6 млн руб. Новый губернатор Игорь Федоров (назначен в феврале 2009 г.) задал «более интенсивный темп работы администрации», объясняет руководитель управления информации и связи округа Вадим Трескин. По его словам, Федоров начал активно работать с федеральными министерствами и ведомствами: 3–4 встречи в неделю с чиновниками, постоянные поездки. Раньше в пятницу из аппарата губернатора сложно было кого-то застать на работе, а сейчас работают с утра до вечера — «интернет-трафик увеличился, новая техника закупается, наверстываем упущенные за 15 лет возможности». Сам губернатор на себя тратит мало, утверждает Трескин, ездит на «Волге», отказался от автомобиля представительского класса, а вместо этого купил грузовик для жителей отдаленного населенного пункта.
На 3-м месте по росту абсолютных расходов на госорганы — Ярославская область: плюс 40% до 1,484 млрд руб. (общие бюджетные расходы прибавили меньше — 37%). «Раздел „Общегосударственные расходы“ очень большой, — напоминает представитель Ярославской области. — В него попадают очень многие расходы». На самом деле, настаивает он, расходы на исполнительную власть в прошлом году сократились. Еще в апреле губернатор области Сергей Вахруков приводил такие цифры: объем средств на финансирование органов власти в 2009 г. был сокращен на 20%. Причем были понижены и фонд оплаты труда — на 10%, и затраты на содержание органов госвласти — на 40%, заключает представитель. Рост обеспечили «Другие общегосударственные вопросы» (плюс 596 млн руб.). Впрочем, по доле расходов на себя ярославские власти занимают в России не слишком заметное место: 3,7%.
Самый большой аппетит на 2010 г. у Ростовской области: она увеличила «общегосударственные расходы» на 127% до 1,864 млрд руб. В мае губернатором региона стал Василий Голубев, по словам сотрудника его пресс-службы, губернатор постарается уменьшить расходы: уже была сокращена ставка одного из заместителей, а сам аппарат губернатора сократился на 26 человек.
Только вверх
В целом в 2009 г. расходы на госуправление в регионах сократились на 3,5% до 168 млрд руб., причем в 55 субъектах Федерации они, несмотря на кризис, продолжали расти. Если региональные бюджеты будут исполнены, в 2010 г. эти расходы увеличатся на 21% до 204 млрд руб. Доля расходов на госуправление в общих расходах региональных бюджетов составила в 2009 г. 3,2%, в 2010 г. может получиться 3,7%.
В прошлом году у губернаторов не было особой нужды сокращать бюрократические расходы, отмечает Зубаревич, федеральные власти устроили аттракцион невиданной щедрости. Регионы получили из федерального бюджета безвозмездно на 400 млрд руб., или на треть, больше, чем в 2008 г., а их зависимость от федерального бюджета выросла с 19 до 27%.
Упавшие с неба деньги развращают, — считает Зубаревич. — Такие деньги надо быстро освоить. Многие слаборазвитые регионы, получившие серьезные трансферты из бюджета, с легкой руки пустили их на дополнительные расходы на госуправление: расширили штат чиновников, повысили заработную плату или запустили инвестпроекты с сомнительной эффективностью.

Записан