Еще каких-то лет сто назад сожительство без вступления в брак было настоящим вызовом обществу, и решиться на это могли очень немногие. Сегодня добрачными связями уже никого не удивишь, и многие пары предпочитают перед тем, как броситься в омут с головой и обменяться кольцами, протестировать друг друга в быту и пожить так называемом гражданским браком. Но наряду с этим появился и новый интересный тренд - гостевой брак, который с каждым годом становится все популярнее.
По официальному определению, которое дает Википедия, это законно зарегистрированный брак, при котором супруги не живут вместе и не ведут совместного хозяйства.
Но на самом деле понятие «гостевой брак» несколько шире: в понимании западных социологов это не обязательно зарегистрированный союз с соответствующим штампом в паспорте, а такой вид союза, когда двое состоят в серьезных отношениях, но при этом не живут вместе и не планируют съезжаться.
Например, в Великобритании подобную форму отношений предпочитают около 10% взрослого населения. Аналогичные цифры можно увидеть и в Европе - тоже около 10%.
Гостевые браки нередки среди знаменитостей - например, известно, что какое-то время гостевым браком жили Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, а также Фрида Кало и Диего Ривера. Если же брать современных звезд, то сразу вспоминаются Хелена Бонем-Картер и Тим Бертон, которые предпочитают жить в отдельных домах, хотя, правда, и на одной улице. Впрочем, наверное, не зря знаменитая Мэри Куант, изобретательница мини-юбки, говорила, что ключ к счастливой семейной жизни - это раздельные спальни.
Кто-то считает подобную форму отношений извращением самой идеи брака, а кто-то - показателем высокого уровня развития партнеров.
Гостевой брак: причины появления
Анжела, 37 лет:
«Я в гостевом браке уже 11 лет, и очень сомневаюсь, что мы могли бы быть так же счастливы, как если бы жили вместе. Я журналист, а мой муж - архитектор, и мы совершенно не похожи друг на друга. Моя квартира похожа на, как он говорит, убежище для хиппи. Я люблю яркие узоры, этно-мотивы, люблю, когда у меня гости, у меня всегда царит полный беспорядок. Я люблю поздно вставать и практически не готовлю.
В этом смысле Антон - полная моя противоположность. Он помешан на порядке, и у него дома все всегда вычищено до блеска - раз в неделю к нему приходит домработница и убирается.
У него для каждой вещи есть свое место, и он бы просто не пережил, если бы мой беспорядок переехал в его квартиру или я бы попыталась раскрасить его персиковые обои этническими узорами. А я бы не пережила, если бы ко мне переехали его телескоп и пианино (он увлекается музыкой и астрономией) - в моей квартире просто нет места для таких громоздких вещей, да и ничем хорошим бы это не закончилось.
А в гостевом браке мы абсолютно счастливы - мы живем в 20 минутах езды друг от друга, он ночует у меня 2 ночи в неделю, а я приезжаю к нему на выходные. И каждый раз это похоже на свидание - мы пьем хорошее вино, он готовит что-нибудь особенное, мы занимаемся любовью, и наши отношения не отравлены бытом. Но при этом у нас есть свободные вечера и свое личное пространство.
По вечерам я пишу, а не занимаюсь выяснением отношений из-за того, что мы не смогли договориться, кто разгружает посудомойку. При этом мы сохраняем верность друг другу и обязательно созваниваемся каждый вечер. Для меня это идеальный брак, и я влюблена в Антона так же, как в первый год наших встреч».
Приверженцы традиционных форм брака склонны считать, что гостевой брак - это апофеоз индивидуализма и эгоизма и вообще извращение самой идеи брака, согласно которой двое должны быть вместе «и в радости, и в горе», а не только по выходным.
По их мнению, современный человек настолько зациклен на себе и своих бытовых потребностях, что просто не способен идти на компромиссы, и старается избегать всего, что могло бы нарушить его привычный комфорт. То есть, грубо говоря, желание избежать беспорядка в доме и нежелание тратить время на бытовую заботу (готовку, стирку, уборку) о другом человеке намного сильнее желания быть с этим самым человеком.
Что ж, это объяснение выглядит весьма логично, и, главное, содержит модное нынче осуждение естественного желания человека сохранить свою индивидуальность и личное пространство. Но, как бы соблазнительно ни выглядела идея объяснить все одной-единственной причиной индивидуализации и «эгоизации» общества, на самом деле все немного сложнее, и социологи уже не первый год ломают головы над феноменом гостевого брака.
Гостевой брак: союз эгоистов?
Несмотря на то, что явление кажется новым, ученые утверждают, что такая форма отношений формировалась на протяжении как минимум последних 40 лет. И причина вовсе не в том, что наше поколение какое-то особенно эгоистичное и не способное на компромиссы. Среди причин появления гостевых браков социологи называют сразу несколько разных факторов, и один из них - женская независимость.
Сейчас все больше самостоятельных сильных женщин, которые вполне способны прокормить себя без помощи мужчины и большинство из них уже не готовы променять это ощущение самодостаточности и контроля над своей жизнью на кухонное рабство. По мнению социологов, гостевой брак в этом смысле становится для женщины способом сохранить равенство и не вкладывать непропорционально много сил в то, что считается типично женскими обязанностями. Все просто - нет совместной жизни, нет совместного хозяйства, нет проблем.
Также, по мнению, социологов, гостевой брак - это в том числе и следствие того, что в ХХ веке разводы стали нормой, и значительный процент людей в нашем поколении - это дети разведенных родителей, которые недоверчиво относятся к традиционному институту брака. Они боятся отношений и привязанностей и неохотно берут на себя обязательства.
Интересно, что, согласно исследованиям, гостевой брак не является особенностью какой-то определенной социальной группы: такой вид отношений встречается практически во всех слоях общества и во всех возрастных категориях. Довольно часто на гостевой брак решаются разведенные люди - иногда из-за негативного опыта совместной жизни, иногда из-за того, что не хотят травмировать детей, заставляя их принять мачеху или отчима.
По мнению ученых, людей, живущих в гостевом браке, как правило, отличают следующие черты: они более образованны и имеют как минимум высшее образование, имеют успешную карьеру и живут в городе, склонны к индивидуализму и одобряют идею равноправия, не считая, что есть типично женские и типично мужские обязанности.
Но вместе с тем вряд ли можно сказать, что гостевой брак строится исключительно на чрезмерном индивидуализме партнеров - скорее, наоборот, это попытка двух цивилизованных самодостаточных людей дать друг другу свободу и личное пространство, пожертвовав желанием всегда иметь под боком любимого человека.