Вот интересная статья:
Особенности полного привода Toyota (1)v.3.0
Часть 1. Исходно-переднеприводные модели с АКПП
Часть 2. Исходно-заднеприводные модели с АКПП
Часть 3. Исходно-переднеприводные модели с МКПП
Скажем несколько слов об основных схемах реализации полного привода на автомобилях Toyota. Наиболее интересен для нас, конечно, вариант с поперечным расположением двигателя и автоматической коробкой передач - с него и начнем.
1.1. Стандартная схема STD I
Постоянный полный привод, с симметричным межосевым дифференциалом, блокировка гидромеханической муфтой с электронным управлением
[Стандартная схема (A241H)]
Традиционный тойотовский FullTime 4WD, устанавливаемый на "исходно-переднеприводные" модели, когда-то был действительно постоянным и полным, с тремя дифференциалами (межосевым, передним межколесным, задним межколесным) и равным, в соотношении 50/50, распределением момента между передними и задними колесами. В настоящее время модели Toyota с такой схемой уже не выпускаются.
[Кнопка C.Diff Auto (вариант)]
На машинах семейств Corolla (90..110), Corona (190..210), Camry-Vista (20..40), RAV4 (10) применялась блокировка межосевого дифференциала многодисковой гидромеханической муфтой с электронным управлением (схема STD I).
[Кнопка C.Diff Auto (вариант)]
Нажатие кнопки "C.DIFF AUTO" на панели разрешает блоку управления автоматически выбирать коэффициент блокировки в зависимости от условий движения, при отжатой кнопке межосевой дифференциал остается постоянно свободным. Управление блокировкой A241H менее совершенно и выполнено на базе коробки передач с гидравлическим управлением (подробнее - см. здесь), тогда как на A540H реализовано полноценное электронное управление с развитой обратной связью (подробнее - см. здесь).
Номинальным для повседневной езды является именно автоматический режим, его отключение предусматривается только при буксировке машины или использовании запасного колеса-докатки. Максимальный коэффициент блокировки реализуется системой управления при положениях селектора "L" и "R".
После 1994 г. на моделях с коробкой A540H кнопка "C.DIFF AUTO" отсутствует - водитель полностью отстранен от управления блокировкой и автоматический режим задействован постоянно.
Следует отметить, что схема STD I являлась наиболее совершенной, надежной и эффективной среди всех вариаций полного привода легковых автомобилей Toyota.
Модель Выпуск КПП/РК Блокировка
Caldina 190 1992-2002 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Carina 190 1992-1996 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Carina 210 1996-08.1998 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Carina ED 200 1993-1998 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Corolla / Sprinter 90 1987-1992 A241H центральный - гидромеханическая муфта
Corolla / Sprinter 100 1992-2002 A241H центральный - гидромеханическая муфта
Corolla / Sprinter 110 1995-2000 A241H центральный - гидромеханическая муфта
Corolla Spacio 110 1997-2002 A241H центральный - гидромеханическая муфта
Corona 190 1992-1996 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Corona 210 1996-12.1997 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Corona Exiv 200 1993-1998 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Ipsum 10 1996-04.1998 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
RAV4 10 1994-2000 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением, задний - Torsen (опция)
Sprinter Carib 95 1988-1995 A241H центральный - гидромеханическая муфта
Sprinter Carib 110 1995-2002 A241H центральный - гидромеханическая муфта
Vista / Camry 20 1988-1990 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Vista / Camry 30 1990-1994 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Vista / Camry 40 1994-1998 A540H+AF2BE центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
1.2. Стандартная схема STD II
Постоянный полный привод, с симметричным межосевым дифференциалом, блокировка вязкостной муфтой
[Стандартная схема (U140F)]
Во второй половине 90-х Toyota начала переход к новым типам трансмиссий и теперь в стандартной схеме 4WD второго поколения блокировка межосевого дифференциала стала осуществляться "закрытой" вискомуфтой (STD II). Упрощение конструкции отнюдь не повысило надежность, зато существенно ухудшило эксплуатационные характеристики - за счет слишком низкой эффективности вязкостной муфты по сравнению с гидромеханической.
Компоновка с совмещенными передним межколесным и межосевым дифференциалами и вискомуфтой применялась на Toyota и ранее - на моделях с механическими коробками передач. Стандартная схема нового типа в целом повторяла тот же принцип, отличия заметны лишь в межосевом дифференциале, где появились пять сателлитов вместо четырех.
Задний дифференциал при стандартной схеме обычно остается свободным, но некоторые модели имели комплектацию с самоблокирующимся дифференциалом Torsen.
Примечание. Необходимо пояснить - технический английский язык все самоблокирующиеся дифференциалы называет единым понятием LSD (Limited Slip Diff. - ограниченного проскальзывания или повышенного трения), однако на самом деле они разделяются, как минимум, на блокирующиеся с "закрытой" вискомуфтой, с "открытой" вискомуфтой, фрикционные и механические. "Закрытая" вискомуфта начинена силиконовой жидкостью, но ее внутренняя полость не сообщается с картером редуктора. В "открытой" - диски и пластины муфты работают непосредственно в среде рабочей жидкости дифференциала. Во фрикционных частичная блокировка осуществляется за счет осевого перемещения шестеренок приводных валов и трения о корпус дифференциала (здесь как раз и используется LSD-масло). Дифференциалы Torsen работают на ином техническом принципе и используют обычное трансмиссионное масло.
Модель Выпуск КПП/РК Блокировка
Alphard 10 2002-2008 U140F+MF2AV центральный - вискомуфта,
задний - Torsen (опция)
Caldina 215W GTT 1997-2002 U140F+MF2AV центральный - вискомуфта
Caldina 246 GT4 2002-2007 U140F+MF2AV центральный - вискомуфта,
задний - Torsen (опция)
Harrier 10 1997-2003 U140F+MF2AV центральный - вискомуфта,
задний - Torsen (опция)
Harrier ACU35/GSU3# 2003-.. U140F+MF2AV
U151F+MF2AV центральный - вискомуфта,
задний - Torsen (опция)
Highlander 20 2000-2003 U140F+MF2AV центральный - вискомуфта,
задний - Torsen (опция)
Kluger 2000-2007 U140F+MF2AV центральный - вискомуфта,
задний - Torsen (опция)
RAV4 20 2000-2006 U140F+MF2AV центральный - вискомуфта,
задний - Torsen (опция)
Lexus RX300 1998-2003 U140F+MF2AV центральный - вискомуфта,
задний - Torsen (опция)
Lexus RX350 GSU3# 2006-2008 U151F+MF2AV центральный - вискомуфта
1.3. Схема V-Flex
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вискомуфтой
[Схема V-Flex (Corolla 120)]
С 1997 года Toyota на большинстве моделей стала реализовывать полный привод по новой моде, известной под общим названием V-Flex Fulltime 4WD. "Честным" его назвать нельзя - реально это схема с подключаемыми задними колесами. Межосевой дифференциал ушел в небытие, а раздаточная коробка упростилась до простого углового редуктора, через который момент отбирается от коробки передач и отправляется по кардану назад, где перед задним редуктором установлена вязкостная муфта (V-Flex II), срабатывающая и соединяющая хвостовик кардана и входной вал редуктора только если передние колеса начинают "обгонять" задние, то есть при существенной пробуксовке. В остальное время машина остается переднеприводной.
На моделях класса "B" (семейства Starlet, Tercel, а затем Vitz) подобная схема упрощенного полного привода с подключаемыми задними колесами появилась еще раньше, основное отличие - вискомуфта не закреплена на заднем редукторе, а соединяет две части промежуточного карданного вала (V-Flex I).
Недостатки схемы V-Flex:
- позднее и замедленное "срабатывание" вискомуфты,
- невозможность полной блокировки,
- потенциальная опасность при активной езде,
- низкая долговечность и надежность самой вязкостной муфты.
Модель Выпуск КПП/РК Блокировка
V-Flex I
bB 30 2000-2005 U340F -
Funcargo 1999-2005 U340F -
Ist 60 2002-2007 U340F -
Platz 1999-2005 U340F -
Porte 2004-.. U340F -
Probox / Succeed 2002-.. U340F -
Raum 10 1997-2003 A244F+CF1A -
Raum 20 2003-.. U340F -
Starlet 80 1989-1996 A244F+CF1A -
Starlet 90 1996-1999 A244F+CF1A -
Tercel / Corsa / Corolla II 40 1990-1994 A244F+CF1A -
Tercel / Corsa / Corolla II 50 1994-1999 A244F+CF1A -
Vitz 10 1999-2005 U340F+MF1A -
Will Cypha 2002-2005 U340F -
V-Flex II
Avensis 250 2003-2008 A248F -
bB 20 2006-.. - -
Belta 2005-.. U441F -
Caldina 215G 1997-2002 A241F,A243F+MF1A задний - Torsen (GT)
Caldina 240 2002-2007 A248F+MF1A -
Camry / Camry Gracia / Mark II Qualis V20 1997-2001 A541F -
Camry V30 2001-2006 U140F'' -
Camry V40 2006-.. U140F'' -
Carina 210 08.1998-2001 A241F,A243F+MF1A -
Corolla / Corolla Fielder / Corolla Runx / Allex 120 2000-2006 U340F,U341F+MF1A -
Corolla Axio / Corolla Fielder 140 2006-.. K310F, K311F -
Corolla Spacio 120 2001-2007 U341F -
Corona 210 12.1997-2001 A241F,A243F+MF1A -
Duet 1998-2004 - -
Opa 2000-2005 U341F+MF1A -
Passo 2004-.. - -
Premio / Allion 240 2001-2007 U341F+MF1A -
Premio / Allion 260 2007-.. K311F -
Ractis 2005-.. U340F -
Sienta 2003-.. U340F -
Vista 50 1998-2003 U240F+MF1A -
Vitz 90 2005-.. U441F -
Voltz 2002-2004 U341F -
Will VS 2001-2004 U341F -
1.4. Схема ATC
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес э/м муфтой
[Схема ATC (Ipsum)]
[Кнопка 4WD AUTO (вариант)]
Система ATC (Active Torque Control) в основном похожа на V-Flex, но вместо вязкостной муфты для подключения заднего моста применена электромеханическая (подробнее см. здесь). Режим "разрешения" полного привода включается кнопкой "4WD AUTO" - постоянно ведущим при этом остается передний мост, но блок управления получает возможность временно подключать задний привод в зависимости от условий движения. Муфта позволяет также плавно распределять момент, подавая на задние колеса до половины общего усилия. В выключенном состоянии привод осуществляется только на передние колеса.
Недостатки конструкции:
- быстрый перегрев и отключение муфты под нагрузкой,
- технические "особенности" (подробнее - см. здесь).
Модель Выпуск КПП/РК Блокировка
Alphard / Vellfire 20 2008-.. U660F -
Auris 150 2007-.. K310F,K311F -
Blade 150 2007-.. K112F -
Corolla Rumion 150 2007-.. - -
Estima 40 1999-2006 U140F''' -
Estima 50 2006-.. U660F''' -
Gaia 1998-2004 A243F+MF1A -
Ipsum 10 04.1998-2001 A243F+MF1A -
Ipsum 20 2001-2009 A243F+MF1A -
Isis 2004-.. K111F -
Ist 110 2007-.. - -
Mark X Zio 2007-.. K112F -
Nadia 1998-2003 A243F+MF1A -
Noah / Voxy 60 2001-2007 K111F,A248F -
Noah / Voxy 70 2007-.. K111F -
RAV4 / Vanguard 30 2006-.. K111F,K112F,U151F,U660F -
Sienna 30 2010-.. U660F -
Wish 10 2003-2009 U341F -
Wish 20 2009-.. K311F -
1.5. Схема VSC+
Постоянный полный привод, с симметричным межосевым дифференциалом, электронная эмуляция блокировок
VSC+ является вариацией стандартной схемы второго поколения - элементы конструкции почти аналогичны, за исключением отсутствующих муфт блокировки дифференциалов. Вместо них эмуляция блокировок осуществляется при помощи систем VSC/TRC/ABS - буксующее колесо принудительно подтормаживается, и момент таким образом передается на другое колесо той же оси. Аналогично удается перераспределять момент между передней и задней осями.
Не говоря уже о надежности, эффективность данной схемы в условиях, всего лишь приближенных к внедорожным, оставляет желать лучшего.
Модель Выпуск КПП/РК Блокировка
Harrier MCU35 2003-2006 U140F' -
Highlander 20 2003-2007 U140F' -
Highlander 40 2007-.. U151F -
Sienna 20 2003-2010 U151F -
Lexus RX300/330 MCU35 2003-2006 U140F'+MF2A -