«СП»: – Что является мерилом благополучия, если не средняя зарплата?
– На деле, надо говорить о реально располагаемых доходах населения. Для этого из дохода гражданина надо, как минимум, вычесть обязательные платежи и сборы. А некоторые экономисты предлагают вычитать еще и расходы, которых человек в принципе не может избежать – на ЖКУ, транспорт, детские вещи, лекарства. В этом случае получится еще более плохая цифра (по сравнению с медианной средней зарплатой): вычеты растут в России гораздо быстрее зарплат.
Если добавить сюда услуги, которые в советское время были почти бесплатными (медицина, образование, спорт, культура), плюс оценить доступность покупки недвижимости, – можно сказать, что сейчас зарплата в 35-40 тысяч в Москве позволяет человеку лишь выживать. Обязательные платежи и расходы почти ничего не оставляют от этой суммы.
«СП»: - Но по людям не скажешь, что они бедствуют…
– В 1930-х годах тогдашний классик экономики Ирвинг Фишер открыл явление под названием «денежная иллюзия». На основе исследований жизни в тогдашней Германии, он пришел к выводу, что у людей существует иллюзорное восприятие денег. Они ориентируются в тратах на номинальную величину своего заработка, и не склонны обращать внимания, насколько дорожают товары и услуги, которые они потребляют.
Это явление ярко проявилось в России в десятилетие «нулевых». Зарплаты вроде бы выросли, но платежи за ЖКХ выросли в десятки раз, а цены на продовольствие только с 2008 года увеличились вдвое – это немыслимая величина. В итоге человеку кажется, что он живет богаче (на руки получает больше денег), но в реальности он потребляет все меньше благ, и качество его жизни падает.
«СП»: – Почему об этом не упоминает статистика?
– Ответ прост: для наших властей, которые сами живут не по средствам, важен предвыборный момент. По сути, они строят пирамиду: укрепляют рубль, из-за инфляции повышают социальные расходы. Чем все это заканчивается, показывает пример 2008 года. Тогда, сразу после президентских выборов, внезапно выяснилось, что рубль надо девальвировать. Потом этот процесс заморозили, и стали тянуть до 2012 года.
При нынешней идеологии Минфина нагрузка на финансовую систему ложится колоссальная. Резервов уже нет, уже цена 120 долларов за баррель нефти кажется невысокой, она еле-еле позволяет свести концы с концами! Между тем, это очень высокая цена – на 30% выше, чем самая высокая цена 2008 года.
Все эти значит, что правительство РФ проводит авантюрную политику. Государство фактически выпускает и раздает деньги, которых в будущем у него не будет. Тем более, в России огромное количество так называемых отложенных расходов, о которых правительство молчит - начиная с дорог, и заканчивая инфраструктурой ЖКХ. Их объем измеряется сотнями триллионов рублей – это тоже нагрузка на курс рубля.
«СП»: – В 2012-м, вы считаете, девальвация неизбежна?
– Я считаю, Россия повторяет белорусский вариант. Правда, Лукашенко было легче. Белоруссия – страна маленькая, и в мировой экономике особой роли не играет. Это значит, международным спекулянтам неинтересно ее «валить». Кроме того, у батьки – теоретически – существует кредитор последней инстанции. Это Россия, куда можно продать что-то, и политически какое-то время продержаться.
В российском случае интерес Запада провести операцию по обвалу российских активов – налицо. Если Россию «завялят», это только укрепит западную финансовую систему. Кредитора последней инстанции у России тоже нет – ее не поддержат, как Грецию, доллара лишнего не дадут. Поэтому у нас ситуация гораздо серьезнее.