Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект, увеличивающий число категорий транспортных средств при получении водительских прав. В случае принятия документа в России водительские удостоверения будут выдаваться на девять категорий и шесть подкатегорий транспортных средств вместо существующих пяти категорий. При этом водительские удостоверения, выданные до вступления в силу нового закона, будут действительны до окончания указанного в них срока. Одобренный в первом чтении законопроект предполагает внесение поправок в закон «О безопасности дорожного движения» и КоАП РФ. Документ был подготовлен для приведения российских законов в соответствие с последними изменениями венской «Конвенции о дорожном движении» от 8 ноября 1968 года, ратифицированными Россией.
Согласно проекту закона, категория «А» дает право на управление мотоциклами и ими смогут управлять лица, достигшие 18 лет, прошедшие специальное обучение. Транспортным средством подкатегории «А1» (легкие мотоциклы) с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 125 кубических сантиметров и максимальной мощностью 11 кВт (около 15 лошадиных сил), можно будет управлять с 16 лет. По действующему законодательству, мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами, которые относятся сейчас к категории «А», разрешается управлять с 16 лет.
К категории «В» законопроект относит легковые автомобили массой не более 3,5 тонны и прицепом не более 750 килограммов. В подкатегорию «В1» входят трициклы и квадроциклы. Всеми этими транспортными средствами разрешается управлять с 18 лет.
К категории «С» (грузовые автомобили) предлагается отнести машины массой более 3,5 тонны, в том числе с прицепом массой не более 750 килограммов. К подкатегории «С1» — грузовые машины массой от 3,5 тонны до 7,5 тонны, в том числе с прицепом массой не более 750 килограммов. Управлять этими транспортными средствами разрешается с 18 лет.
Категория «D» — автобусы. Действующее законодательство предусматривает, что права этой категории позволяют управлять маршрутными такси и большими автобусами, в том числе двухэтажными. Новая редакция законодательства предполагает включение в категорию «D» транспортных средств с более чем восемью пассажирскими местами, в том числе с прицепом массой не более 750 килограммов, а к подкатегории «D1» отнести автобусы с количеством пассажирских мест от 8 до 16. Если сейчас управлять автобусами можно с 20 лет, то с принятием законопроекта указанный возраст будет увеличен на один год.
Водительские удостоверения той или иной категории будут давать право на управление транспортным средством соответствующей подкатегории.
Вводятся также новые категории «Tm» (трамваи) и «Tb» (троллейбусы). Как пояснили РИА Новости в аппарате комитета Госдумы по транспорту, ранее водители этих транспортных средств вообще не получали водительские удостоверения и получали право управления после прохождения специального курса подготовки.
В соответствии с предлагаемыми правилами, для каждой из категорий и подкатегорий транспортных средств будут разрабатываться отдельные программы обучения. При этом желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать в полном объеме программы подготовки для водителей большегрузных автомобилей и пассажирских автобусов, однако можно будет обучаться и сдавать квалификационные экзамены сразу на несколько категорий.
Законопроект также исключает ранее действовавшую норму, допускавшую самостоятельную подготовку будущих водителей, планирующих управлять транспортными средствами категорий «А» и «В». Документ вводит отдельную категорию прав для водителей, которые обучаются вождению и планируют сдавать экзамены на управление машиной с автоматической коробкой передач. В водительском удостоверении будет соответствующая отметка. Водители, сдавшие экзамены на машине с «автоматом», не смогут пересесть на «механику» — это фактически будет приравниваться к управлению автомобилем без прав, но наказания за такой проступок в законодательстве пока не предусмотрено. Водители, обучавшиеся на «механике» и сдавшие соответствующий экзамен, смогут совершенно спокойно управлять автомобилем с автоматической коробкой передач.
Законопроект также запрещает юрлицам и индивидуальным предпринимателям принимать на работу водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений или временного разрешения на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий. За подобные нарушения должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, будут наказываться штрафом 20 тысяч рублей.
Законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы 16 сентября 2010 года. В новой редакции документ поступил на рассмотрение нижней палаты парламента 1 апреля 2011 года. Вторая версия документа свелась к исключению из него положений о новой категории «М», обязывавшей водителей мопедов, скутеров и легких квадроциклов, объем двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров и максимальная скорость не более 50 км/ч, сдавать теоретический экзамен на знание правил дорожного движения для получения прав.