Эксперты Ассоциации по защите прав автострахователей подсчитали, что более 50% искусственных пробок в Москве возникает из-за аварий, ущерб от которых составляет не более 25 000 рублей. Представьте, сколько миллионов людей опаздывают на работу, самолет или просто не могут попасть домой всего лишь из-за нескольких царапин на кузове. Призадумались над этим и власти. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов поручил специальной комиссии совместно с Госавтоинспекцией разработать законопроект, делающий обязательным самостоятельное оформление мелких ДТП при отсутствии пострадавших. В качестве эксперимента планируется опробовать новую схему в четырех регионах – Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях. Присоединиться к ним может еще и Пермь.
Напомним, что с 2009 года в соответствии с пунктом 2.1 ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если сумма ущерба, полученного при ДТП, не превышает 25 000 рублей, никто не пострадал и водители пришли к единому мнению о том, кто является виновником аварии, дожидаться сотрудников ГИБДД нет никакой необходимости. Участники ДТП вправе заполнить нужные для обращения в страховую компанию бумаги самостоятельно.
Кстати, верхняя планка, установленная сейчас на цифре 25, в ближайшее время может быть поднята. Депутат «Единой России» Владислав Резник внес на рассмотрение в Госдуму поправку в закон об ОСАГО с целью увеличить максимальную сумму выплат за оформленные без ГИБДД аварии вдвое – до 50 000 рублей. Однако даже это послабление автомобилисты считают недостаточным. По мнению лидера Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, для того, чтобы процедура самооформления стала массовой, необходимо поднять планку выплат хотя бы до 100 000.
Статистика ГИБДД печально сообщает о том, что в прошлом году всего 5% аварий были оформлены по упрощенной схеме. В чем причина такого поведения автовладельцев? Прежде всего в незнании. Хотя все достаточно просто. У каждого из нас при страховании автомобиля появляется два комплекта бланков. В каждом из них есть два извещения о ДТП и инструкция о том, как ее заполнять.
Что нужно делать
Итак, нам поцарапали машину.
1. Фотографируем место происшествия.
2. В дополнение к снимку рисуем схему ДТП. На рисунке обязательно нужно указать какие-нибудь неподвижные объекты и расписаться.
3. Передаем заполненные документы в страховую компанию.
А с самого начала, чтобы упростить задачу, лучше ознакомиться с типовыми схемами дорожно-транспортных происшествий на сайте ГИБДД – всего их 28, и практически все основные виды ДТП представлены в этом перечне.
Комментарий
Максим Ханжин, лидер Ассоциации по защите прав автострахователей:
− Практика самостоятельного оформления ДТП давно существует в европейских странах и применяется при большинстве мелких аварий. Однако в России западный опыт приживается небыстро и непросто. Во-первых, никто не хочет признавать свою вину. Во-вторых, никто не хочет быть свидетелем. В-третьих, адекватно оценить сумму ущерба на месте тоже может не каждый. В итоге, несмотря на спешку и срочные дела, иногда проще и безопаснее дождаться аварийного комиссара и экипаж ДПС. Потеряешь три-четыре часа сейчас, зато потом не будешь бегать по разным инстанциям, доказывая, что ты не верблюд.
Комментарий
Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы:
− ГИБДД вообще незачем участвовать в разборках двух водителей, если в аварии пострадало только «железо». Составить схему ДТП водители могут и сами, а там уж пусть страховые компании разбираются, кто прав, кто виноват, проводят экспертизы и так далее. Это их работа. Конечно, не все страховщики сразу смирятся с новыми обязанностями, поэтому за отказ от их исполнения нужно предусмотреть ответственность. Кроме того, я считаю, что максимальный порог, ограничивающий выплаты по самостоятельно оформленным ДТП, нужно не просто поднимать, а совсем убирать, чтобы автовладельцы не боялись просчитаться.
Вердикт
Сергей Настин, редактор:
– Конечно, упрощенная схема оформления ДТП может существенно снизить количество пробок. Автомобилистам не придется по несколько часов перегораживать проезжую часть в ожидании гаишника. А придется доставать заброшенные в дальний угол извещения о ДТП и разбираться в тонкостях их заполнения. Проблема в том, что наши водители не привыкли признавать свою вину и в большинстве случаев нуждаются в помощи третейского судьи, который скажет, кто прав, а кто виноват. Этим судьей всегда выступал сотрудник ГИБДД, а если его помощью воспользоваться будет нельзя, то еще неизвестно, сколько времени потратят два упертых автовладельца, чтобы прийти к консенсусу. zr.ru