Радуга из… выхлопной трубы
Между человеком и автомобильным двигателем внутреннего сгорания, оказывается, есть много общего – они оба вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ и пары воды. Соответственно, свежесть «дыхания» в обоих случаях можно считать показателем здоровья
ЦВЕТ ДЫМА ИЗ ВЫХЛОПНОЙ ТРУБЫ ПОКАЗЫВАЕТ СОСТОЯНИЕ ВСЕХ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ
Белый дым из трубы чаще всего не опасен
Дым черного цвета – признак неисправности топливной системы
Сизый дым – самый неприятный. Скорее всего, двигателю грозит ремонт
В идеале при сгорании бензина образуется вода и углекислый газ (СО2). Но на практике все обстоит куда сложнее. Ведь в процессе сгорания участвует не чистый кислород, а воздух, состоящий без малого на 80% из азота. Из-за этого в выхлопе появляются вредные оксиды NOx, которые, скапливаясь в атмосфере в больших концентрациях, могут стать причиной кислотных дождей. Несовершенен и сам процесс окисления топлива – даже новейшие двигатели не в состоянии обеспечить абсолютно полное сгорание. А значит, из трубы дополнительно будет выбрасываться и моноокись углерода (СО), и углеводороды (CH). Кроме того, в камеру сгорания может попадать масло, а в некоторых случаях и охлаждающая жидкость, что, разумеется, тоже не способствует «чистоте дыхания».
В принципе, современные моторы могут до некоторого предела бороться с вредными выбросами, для этого используются различные фильтры и каталитические нейтрализаторы в выхлопной системе. Но в особо запущенных случаях механизмы саморегуляции уже не справляются – токсичность выхлопа выходит за допустимые рамки, и тогда за машиной образуется ядовитый шлейф. Причем любопытно, что он может иметь тот или иной цвет, и в каждом случае для этого есть своя причина.
БЕЛЫЙ
Белый оттенок выхлопным газам придают пары воды, что в большинстве случаев свидетельствует об оптимальной работе двигателя. Ведь, как уже было сказано, вода – неотъемлемый продукт горения топлива, и чем ее больше, тем полнее при прочих равных окисляется горючее.
Однако пар заметен лишь тогда, когда создаются условия для его конденсации непосредственно возле выхлопной трубы. А это зависит уже от многих факторов: например, от температуры воздуха, нагрева или скорости выброса самих выхлопных газов. Поэтому, как правило, пар можно наблюдать при прогреве двигателя или просто в прохладную погоду. Тогда особенно красиво смотрятся машины с большими V-образными моторами: пар, медленно струясь из выхлопных труб, обволакивает автомобиль почти неподвижной пеленой…
Но иногда обилие воды в выхлопе может быть признаком серьезной проблемы. А именно – результатом попадания охлаждающей жидкости в цилиндры. Чаще всего это происходит из-за прогорания прокладки между блоком цилиндров и головкой: жидкость течет прямо в камеру сгорания, где она затем испаряется и частично просачивается сквозь кольца, попадая в смазочную систему. Бывает также, что герметичность каналов охлаждения нарушается просто вследствие дефектов литья.
В любом случае эксплуатация автомобиля в таком состоянии крайне нежелательна. Однако не стоит каждый раз со страхом глядеть на пар из выхлопной трубы. Гораздо более надежным признаком описанных неисправностей является эмульсия в моторном масле и пузырьки воздуха в расширительном бачке.
ЧЕРНЫЙ
Черный дым из выхлопной трубы – следствие неполного сгорания топлива. При этом та часть горючего, для которой не хватило воздуха, под воздействием высокой температуры начинает разлагаться, образуя сажу. Она и придает выхлопу темный оттенок.
В современных авто, где за процессом сгорания присматривает компьютер, черный дым из выхлопной трубы встретишь нечасто – электроника не допускает таких грубых ошибок в смесеобразовании. Правда, справедливо это лишь для бензиновых моторов; дизели же до сих пор могут немного коптить. Дело в том, что горючая смесь в них формируется в крайне сжатые сроки, из-за чего она получается очень неоднородной, с участками высокой концентрации топлива. Чтобы избежать этого, применяют очень большие давления впрыска. Но до конца решить проблему пока не удается, поэтому в выпускной системе ставят специальные противосажевые фильтры.
Если автомобиль все же дымит, то первопричин у этого может быть много. Например, некачественный бензин, вызывающий детонационное (чрезвычайно быстрое) сгорание. Или частичная потеря функциональности самой управляющей электроники. Так, если отказал кислородный датчик, то блок не может контролировать полноту сгорания и, лишившись обратной связи, действует вслепую.
СИНИЙ
Выхлоп автомобиля с синеватым, сизым оттенком получается в результате сгорания масла в цилиндрах. Как правило, это характерно для старых машин, чей мотор уже израсходовал свой ресурс. Из-за износа стенок цилиндров поршневые кольца, обеспечивающие уплотнение и удаление масла, работают уже не так эффективно, в результате снижается компрессия, возрастает расход масла и автомобиль начинает дымить и хуже «тянуть». Иногда износ двигателя не столь фатален – цилиндры остаются в порядке, а кольца просто теряют подвижность, закоксовавшись за долгое время работы на некачественных топливе и масле. Но в любом случае перед владельцем вырисовываются нерадужные перспективы: предстоит сложный и дорогой ремонт, связанный с полным разбором мотора.
Впрочем, иногда удается обойтись малой кровью – виновниками становятся резиновые маслосъемные колпачки, уплотняющие стержни клапанов. Со временем они теряют эластичность, из-за чего масло просачивается в зазор, попадая во впускной коллектор, а затем и в камеру сгорания. Ситуация тоже неприятная, но лечение все же обходится дешевле, чем в первом случае.
Бывает, что расход масла вызван неисправностями системы вентиляции картера. Дело в том, что во время сгорания топлива давление в цилиндре столь велико, что часть отработавших газов все-таки проникает сквозь уплотнение поршней и попадает в картер двигателя. Тогда внутри мотора создается избыточное давление. Чтобы этого избежать, внутреннее пространство двигателя сообщается с впускной системой – получается, что мотор сам откачивает просочившиеся газы, повторно вовлекает их в процесс сгорания топлива, а затем удаляет через выхлопную трубу. Но проблема в том, что засасываемые газы увлекают за собой и масляный туман, смазывающий внутренние детали.
Здесь-то и срабатывает система вентиляции: из потока газов она отделяет захваченное масло и следит за тем, чтобы скорость самого потока не была слишком большой (ведь двигатель, работая как насос, может создавать огромное разряжение во впускной системе). Будучи неисправным, такой механизм может привести к заметному расходу масла. Утешает то, что, как правило, стоимость и время замены вышедших из строя деталей в подобных случаях невелики.
Олег Карелов