Пока не случилось то, о чем некоторое время назад начали говорить, и то, о чем многие давно мечтают: ликвидация ГИБДД и передача его надзорных функций на муниципальный уровень, само ведомство решило нанести ответный удар по автовладельцам, предложив провести новые реформы.
10 февраля в Госдуме в рамках правительственного часа главный государственный инспектор безопасности дорожного движения России Виктор Кирьянов заявил о необходимости вернуть балльную систему учета нарушений правил дорожного движения, которая существовала в СССР. Напомним, что система начисления баллов существовала до 1997 года, когда в силу вступил новый Кодекс об административных правонарушениях, заменивший баллы на денежные штрафы. При той системе достаточно было набрать 15 баллов – и водителя лишали прав.
«Балльная система существовала в Советском Союзе и была достаточно эффективна, сейчас ее используют в Европе и других странах мира. Нам нужно серьезно подумать над этим вопросом и, возможно, ввести баллы снова», – заявил В. Кирьянов. В ГИБДД считают, что возвращение старой системы позволит уменьшить число ДТП на дорогах страны и дисциплинировать тех водителей, которые сейчас позволяют себе совершать многочисленные мелкие нарушения, которые в итоге могут привести и к большим авариям.
Во многих странах Европы, а также в США такая система действует и сейчас. Например, в Америке серьезными нарушениями считаются превышение скорости, проезд на красный свет, несоблюдение знака STOP, если вы не уступили дорогу полиции или машине «скорой помощи» или проехали мимо школьного автобуса, когда в него садятся или из него выходят дети. За такие вольности водители США могут сразу же получить «вышку». В зависимости от возраста это 8 баллов (для водителей в возрасте до 21 года) и 12 баллов (для людей старше 21 года). Но при этом за мелкими нарушениями может последовать лишь разъяснительная беседа. Кто-нибудь может себе такое представить с нашими доблестными гибэдэдэшниками?!
Есть мнение, что введение системы начисления баллов может привести только к росту коррупции. Но у заместителя начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД России Виктора Кузина другая точка зрения на это. «Любое усиление ответственности всегда воспринимается негативно. И это, наверное, правильно, потому что каждому бьет по карману», – считает он.
Пока что никаких конкретных предложений в Госдуму внесено не было, так как на данный момент еще нет единой информационной базы автомобилей, учета нарушений и неясно, сколько баллов и за какие нарушения начислять. Лишь только решив эти вопросы, можно говорить о реальной возможности введения балльной системы.