16.02.2010
Принцип активного шумоглушения «аннигиляцией», когда звук гасится сигналом в противофазе, был запатентован в 1934 году, а уже в 50-х годах идею попытались применить для снижения уровня шума в кабинах самолетов и вертолетов. До автомобилей дело дошло только в XXI веке — к примеру, фирма Bose с помощью системы Active Noise Cancellation борется с низкочастотными шумами в салоне автомобилей Acura и Mazda. А инженеры немецкой компании Eberspaecher, которая помимо прочего разрабатывает и производит системы выпуска, решили заменить подобной системой активного шумоподавления… обычный глушитель!
Идея опять-таки не нова и известна с 70-х годов, но реализовать ее непросто. Ведь если для снижения уровня шума в салоне автомобиля достаточно добавить к штатной аудиосистеме один-два микрофона и процессорный блок (как и делают в фирме Bose), то улавливать звук выхлопа нужно непосредственно в системе выпуска, а это значит, что микрофон должен работать в агрессивной среде и при сильных вибрациях, а также при перепадах температуры от –30 до +700 градусов Цельсия! Однако немцы пошли еще дальше — они встроили в глушитель не только микрофон, который воспринимает звук выхлопа, но и динамик, излучающий «антизвуковой» сигнал! А «синтезатор мелодий», инвертирующий сигнал, объединен с процессором управления двигателем.
Схема системы ActiveSoundЭксперименты показали, что система ActiveSound снижает шум выхлопа почти на 20 децибел и позволяет отказаться от обычного глушителя, а это помимо экономии массы и пространства под днищем обещает еще и снижение противодавления на выпуске, которое оборачивается ростом мощности и экономией топлива. Вдобавок электроника позволяет буквально нажатием одной кнопки «настраивать» звук выхлопа! Скажем,
дизельное тарахтение можно поменять на благородный рык V-образной восьмерки. Используя систему ActiveSound, можно избавиться от глушителя, который обычно находится в заднем свесе автомобиляКстати, системой ActiveSound был оснащен электрический концепт-кар iChange известной швейцарской компании Rinspeed. «Как же так? Там нет выхлопа вообще!» — воскликнете вы. В том-то и дело — немцы использовали свои наработки для того, чтобы «озвучить» бесшумный электромобиль привычным голосом бензинового мотора. И для пущего удовольствия водителя, и для того, чтобы пешеходы могли заранее «услышать» машину при приближении к перекрестку.