Компании и граждан, пользующихся металлическими газовыми баллонами, ожидает неприятный сюрприз — под предлогом заботы о безопасности Минпромторг подготовил поправки в технические регламенты к газовому оборудованию, которые уже с лета 2013 года фактически вводят запрет на использование в России металлических баллонов. Потребителям придется либо от них отказаться, либо перейти на полимерные аналоги, которые стоят в 3–4 раза дороже. В преддверии этой инициативы в стране уже началась кампания по дезинформации предприятий, работающих с баллонами: им приходят предписания якобы от МЧС, в которых сообщается о тотальном переходе на композитные материалы.
Как выяснили «Известия», Минпромторг завершает работу над проектом новых технических требований к газовому оборудованию, которые оставались неизменными уже много лет. Ввести обновленные ГОСТы планируется уже летом 2013 года. Поводом для этого стали участившиеся в России техногенные инциденты с газовым оборудованием, в результате которых гибли люди. Только в 2012 году в России произошло сразу несколько резонансных происшествий. Это взрывы газа в столичном кафе IL Pittore, волгоградском ресторане «Белладжио» и подмосковном поселке Горки-25.
Информацию о новом регламенте на использование газовых баллонов «Известиям» подтвердили в Агентстве стратегических исследований (АСИ), с подачи которого и начался пересмотр технических требований.
— В феврале прошлого года наш проект был рассмотрен в рамках экспертного совета, на котором присутствовал президент Владимир Путин, — рассказал «Известиям» гендиректор АСИ Андрей Никитин. — Тогда же президент дал поручение Минпромторгу и Росстандарту изменить устаревшие регламенты. Сейчас эти меры почти готовы и вступят в силу в июне этого года.
Как пояснили «Известиям», новые ГОСТы фактически вводят запрет на использование опасных металлических баллонов. Нормам будут соответствовать лишь баллоны из композитных материалов, которые позиционируются как «абсолютно взрывобезопасные».
Баллоны из композитных материалов — сравнительно новый для России продукт. Они радикально отличаются от классических баллонов прочностью, весом и уровнем
безопасности. Такой баллон весит в два раза меньше обычного и выдерживает большее давление. Он не подвержен коррозии, которая уничтожает металл во время эксплуатации. Также все композитные баллоны снабжены клапаном, который автоматически стравливает газ при его расширении (например, в тепле или на солнце),
обеспечивая тем самым взрывобезопасность.
Однако эксперты предвидят массу сложностей, которые ожидают владельцев металлических газовых баллонов. И в первую очередь — огромные расходы, в которые выльется переход на композитные системы.
— Нам представляли российские разработки в области полимерных газовых баллонов, однако пока в продаже имеются лишь импортные образцы, — объяснил «Известиям» замгендиректора научно-исследовательского института «Гипрониигаз» Михаил Недлин.
В Москве, по оценкам специалистов, используется более 1 млн газовых баллонов. Всего же в России, по самым скромным подсчетам, — около 11 млн
— И это лишь те баллоны, которые заправляются на сертифицированных станциях, — говорит Михаил Недлин. — А в целом, по нашим оценкам, по России используется от 30 млн до 50 млн газовых баллонов.
При этом лишь единицы предпочитают полимерные баллоны импортного производства.
— Еще год назад для наших граждан это была диковинка, и их почти не покупали, — говорит специалист нефтяной компании «Агат» Сергей Лукергин. — Они стоят в 3–4 раза дороже обычных.
Если обычный баллон для пропана емкостью 50 л стоит в среднем около 1,5–2 тыс. рублей, то композитный баллон (в продаже есть образцы емкостью до 34 л) обойдется в 5–6 тыс. рублей.
При этом на данный момент в России нет своего полноценного производства полимерных баллонов. Сейчас линию по их выпуску только готовится запустить нижегородская компания «Ругазко». Согласно базе данных ЕГРЮЛ, ее совладельцами являются компания «Автокомпонент» из Нижнего Новгорода и норвежская корпорация Hexagon Composites ASA — мировой лидер по производству полимерно-композитных газовых баллонов высокого и низкого давления.
— Запуск линии намечен на 22 мая, — сообщила «Известиям» коммерческий директор «Ругазко» Елена Довгаль.
Она отметила, что произведенные в России баллоны планируется продавать за 4–4,5 тыс. рублей за штуку.
Примечательно, что в АСИ не скрывают того, что их требования разрабатывались с расчетом на то, что продукция компании «Ругазко» будет под них подходить.
— Но это не значит, что только «Ругазко» будет монопольно удовлетворять спрос, — пояснили в АСИ. — Напротив, новые требования позволят любому желающему производить композитные баллоны и выйти на этот рынок.
Как пояснил «Известиям» замгендиректора научно-исследовательского института «Гипрониигаз» Михаил Недлин, также участвовавший в разработке новых стандартов, проблемой является не только материал, из которого сделан баллон, но и то, как он
используется с учетом российских реалий.
— На наш взгляд, проблема не столько в конструкции баллонов, сколько в том, что отсутствуют какие-либо правила их оборота и обслуживания, — говорит Михаил Недлин. —
Большинство владельцев заправляют их неофициально, на нелегальных заправках, где их заполняют до отказа, не оставляя положенную воздушную подушку. После этого, если баллон перенести в теплое место или на солнце, газ расширяется и происходит взрыв.
Примечательно, что уже сейчас неизвестные структуры организовали своеобразную кампанию по вирусной рекламе композитных баллонов. Так, на днях руководители столичных предприятий, которые используют металлические баллоны, получили письменные предписания, подписанные инспекторами МЧС. В документе говорится, что ввиду участившихся случаев взрывов металлических баллонов с газом на территории Москвы предписано вывести из эксплуатации баллоны старого образца и заменить их на полимерные. Согласно документу, на это отводится срок до 6 мая этого года, а по его истечении МЧС пригрозило штрафами.
В столичном МЧС в беседе с «Известиями» категорически опровергли рассылку подобных предписаний.
— Этот документ — фальшивка, и мы сейчас проводим служебную проверку по факту его появления, — заявил «Известиям» официальный представитель московского управления МЧС Виктор Бирюков.