Чистенькая и тихая белорусская столица превращается в мегаполис – отток населения из страны вынуждает офисы поднимать зарплаты, а это в свою очередь вытягивает молодежь из регионов. Лукашенко настроен сломать эту тенденцию.
На днях глава минского городского исполнительного комитета Николай Ладутько предложил ограничить в столице рост зарплат. Мэр настаивает: максимальный средний уровень доходов, который должен быть в его городе, уже достигнут, и никакого смысла поднимать зарплаты дальше уже нет.
Если верить Белстату, в мае 2013 года средняя начисленная зарплата в Минске достигла 6,306 млн рублей. Это $726. Если вычесть отсюда все налоги и сборы, получится порядка $550. Рост зарплат в Минске был особенно сильно заметен в последний год, сразу после того, как огромное количество квалифицированных белорусских специалистов поехали на заработки в Москву. Их надо было хоть как-то начать сдерживать. В итоге зарплаты в столице сильно прибавили.
В регионах ничего такого не было. Средняя зарплата в областном центре Белоруссии вроде относительно богатых Гомеля и Бреста — около $400. И, в отличие от столицы, в регионах нет никаких особых надежд на супер-должности и супер-зарплаты.
В итоге в Белоруссии случилось то, что еще пару лет назад даже представить было трудно: миграция в столицу приняла в масштабах страны пугающие размеры. Еще пару лет назад особого смысла в том, чтобы всеми правдами и неправдами пытаться остаться в столице, для студентов не было: допрасходы на жилье и столичная наценка на услуги с лихвой компенсировали ненамного большие зарплаты. Буквально за год-полтора все изменилось, и белорусская столица стала напоминать российскую.
Во-первых, здесь выше цены на жилье. Если в том же Бресте или Могилеве можно без проблем снять однокомнатную квартиру за 100-150 долларов, то в столице аналогичный вариант обойдется как минимум в $300-350. Во-вторых, Минск перенаселен. Официально в столице живет только 1,8 млн человек, неофициально — 2,6 млн. Вроде бы разница несущественная, но Минск изначально спроектирован не более чем на 2 млн жителей. Поэтому сейчас этот город страдает от смога, а пробки в нем уже стали обыденностью даже на МКАД — для Белоруссии это нонсенс. Кстати, сам Лукашенко обращал внимание на эту проблему еще в 2011 году.
Также в столице наблюдается острая конкуренция за "место под солнцем": на одну хорошую вакансию может претендовать до 20 человек. Раньше такого ажиотажа на рынке труда явно не было.
Есть в дисбалансе "центр-регионы" и другие проблемы. Белоруссия вот уже 20 лет активно борется за возрождение села, за развитие промышленности в малых городах. В отличие от Путина, Лукашенко уделяет этому огромное внимание — его даже не раз обвиняли в открытом презрении к минчанам и чрезмерной любви к провинциалам. Так вот борется-борется он, а сделать в мелких городах и на селе хоть что-то прибыльное не получается. Заезжаешь в мелкий белорусский город — все чистенько и ухожено вокруг, но люди нищие, не сравнить даже с областными центрами. Часто бывает так, что на предприятиях в малых городах нет смысла даже обновлять оборудование: работать-то все равно некому.
В резком росте зарплат в Минске есть еще один неприятный момент, о котором власти обычно предпочитают не говорить. Богатеющие минчане вовсе не спешат увеличивать свою потребительскую активность: "лишние" деньги тут же конвертируются в доллары, что повышает спрос на инвалюту, негативно влияет на курс белорусского рубля.
Конечно, есть и фактор социальной напряженности. Хоть и в Минске пока еще и совсем мало гостей с юга бывшего СССР, их количество в последнее время быстро растет. Плюс ко всему, из-за высокой конкуренции на рынке труда минчане не очень сильно любят "понаехавших" из своих же, белорусских регионов. Это очень хорошо чувствуется и в разговорах со столичными жителями, и сказывается на уровне бытовых преступлений.
Если все так будет продолжаться и дальше, то хоть из-за зашкаливающего уровня ксенофобии и низкого уровня коррупции из Минска не получится мини-Москвы, то явно получится мини-Киев. С его огромным социальным расслоением, длиннющими пробками, презрением к "селюкам", зашкаливающими ценами на аредное жилье и очередями к турникетам метро. Киев, собственно, и отличается сегодня от Москвы только тем, что гастарбайтеры здесь того же цвета кожи и на то же лицо, что и "свои".
Конечно, Лукашенко сделает все возможное, чтобы Минск не превратился в "образцовую" для пост-СНГ столицу. Два года назад сам верховный правитель предлагал прекратить строить в столице новые дома. Мол, это приведет к такому росту цен на недвижимость, что приезжие просто не смогут себе позволить сюда приезжать. Да и свободного жилфонда не будет. Предложение нравилось минчанам, но не понравилось экономистам: строительство уже много лет является главным локомотивом белорусской экономики.
Сейчас вот предлагают ограничить зарплаты — с тем, чтобы "лишние" деньги потекли в регионы. Но эксперты опасаются, что на деле они потекут в конверты.
Минск — бельмо на глазу Лукашенко, который всеми силами пытается создать одинаковые условия жизни во всех регионах своей страны. И с ним явно что-то будут делать, причем в ближайшее время.