Автомобили Юрия Лужкова
От Москвича до кабриолета за миллион долларовУшёл из жизни Юрий Лужков — второй мэр Москвы, занимавший этот пост с 1992-го по 2010 год.
Хотя при Лужкове было ликвидировано ОАО «Москвич» и оказался в глубоком кризисе ЗиЛ, правительство Москвы пыталось поддерживать столичные автомобильные предприятия, а сам Юрий Михайлович активно принимал участие в жизни московских автозаводов.
До начала 2000-х Лужков передвигался на служебных машинах отечественного производства.
Поскольку правительство Москвы было ключевым акционером завода «Москвич», Лужкову показывали прототипы новых моделей, градоначальник давал советы по дизайну и придумывал машинам имена: поговаривают, что былинные названия линейки «Москвичей» — плод фантазии столичного мэра.
Также Лужков известен как один из организаторов российского ретродвижения. В 2008 году градоначальник принял участие в знаменитом 1000-мильном марафоне Mille Miglia, а спустя два года организовал пробег классических автомобилей, «подобный итальянскому ралли» по Золотому кольцу России.
Москвич-2142R5 «Князь Владимир»Во второй половине 1990-х новым руководством ОАО «Москвич» было принято решение сосредоточиться на производстве «элитных» мелкосерийных автомобилей. Проекты создания отечественных представительских седанов поддержала мэрия Москвы: с 1994-го по 2000 год заводу было выделено около 2 миллиардов бюджетных рублей на беспроцентной основе. Юрий Лужков одним из первых получал новинки московского предприятия: в 1997 году мэр использовал в качестве служебного автомобиля удлинённый седан «Князь Владимир» с двигателем Renault 2.0 и инициировал закупку таких машин в государственные учреждения Москвы и Московской области. Лужкову «Князь Владимир» понравился: в беседе с журналистами мэр Москвы заявлял, что удлинённый «Москвич» комфортнее «Волги» и отличается современной панелью управления. Единственным недостатком автомобиля Юрий Михайлович назвал отсутствие версии с автоматической трансмиссией. Несмотря на улучшенную шумоизоляцию, наличие кондиционера, гидроусилителя руля, электропакета и «люксового» салона, а также поддержку столичных властей, «Князь Владимир» прибыли «Москвичу» не принёс. Однако он стал основой для самого передового автомобиля московского завода — «Ивана Калиты».
Москвич-2142R7 «Иван Калита»В августе 1998 года «Москвич» показал бизнес-седан «Иван Калита», созданный специально для нужд московского правительства. В отличие от «Князя Владимира», на который ставили российские двигатели уфимского завода, для «Калиты» предназначались исключительно французские силовые агрегаты Renault F3R и F7R. Наиболее мощный мотор развивал 147 лошадиных сил, причём инженеры предусмотрели возможность выпуска полноприводных версий. От других отечественных моделей «Иван Калита» отличался оригинальной внешностью, беспрецедентным уровнем оснащения (была подушка безопасности и холодильник!) и затейливой отделкой интерьера. Однако разразился дефолт, стартовая цена на уровне 20 тысяч долларов оказалась неконкурентной. Конвейер завода был остановлен, предприятие вскоре обанкротилось. У Юрия Лужкова «Иван Калита» не задержался: мэрия закупила несколько машин, в 1999 году столичный градоначальник пользовался вишнёвым и синим седанами. По разным данным было выпущено от 12 до 25 седанов «Иван Калита»: в прошлом году один из экземпляров после реставрации продавался КБ Симонова за 8 миллионов рублей.
ЗиЛ-41041В конце 1990-х мэрия Москвы заказала на заводе ЗиЛ партию пятиместных седанов 41041 с укороченной до 3300 миллиметров колёсной базой. Автомобилями пользовался как Юрий Лужков, так и его заместители примерно до 2002 года, и это была последняя попытка столичного градоначальника пересадить чиновников на российский автопром. К 2000 году ЗиЛ выпустил двадцать готовых «сорок первых» и около десяти разрозненных «машинокомплектов». Запасные части пригодились при создании «парадных» кабриолетов ЗиЛ-41041 АМГ для Министерства Обороны, а как минимум четыре заготовки сохранились до сегодняшнего дня. Технически ЗиЛ-41041 не уступал представительскому «сорок седьмому»: седан приводил в движение 7,68-литровый восьмицилиндровый мотор мощностью 315 лошадиных сил, коробка передач — трёхступенчатый «автомат», привод — на заднюю ось. Достоверно известно о 34 экземплярах, выпущенных с 1986-го по 2000 год, так что сегодня 41041 — ценная находка для коллекционеров.