По итогам I полугодия корейский автоконцерн
Hyundai-KIA возглавил российский рынок иномарок, обогнав предыдущего лидера –
General Motors. А в целом корейские бренды, включая
Daewoo и
SsangYong, по сравнению с шестью месяцами 2009 года увеличили продажи на 22,7% – до 121,5 тысячи машин, нарастив свою долю среди иномарок более чем на 5% – до 23,3%. Как отмечают эксперты, автомобили корейских марок за последние годы по дизайну и надежности приблизились к европейским и японским конкурентам, однако зачастую превосходят их по уровню оснащения и при этом более доступны по цене. Не стали препятствием для корейских машин в России и повышенные пошлины на ввоз иномарок. Сегодня в «корейском» сегменте продаются преимущественно импортные автомобили, а корейские бренды лидируют по объемам импорта в нашу страну.
Между тем впервые
в «корейском» сегменте лидером стала марка KIA, которая к тому же по итогам I полугодия показала наибольший рост в топе-10 иномарок – почти в 1,5 раза. Показательно также, что в июне ежемесячные продажи марки в России впервые превысили 10-тысячную отметку. Все это позволило KIA занять второе место среди иностранных брендов, уступая лишь Chevrolet. По словам управляющего директора KIA Motors Rus Владимира Дукельского, успеху KIA в России способствует, прежде всего, очень свежий модельный ряд, который продолжает обновляться, разумные, но далекие от демпинговых цены и, конечно, традиционно активная, если не сказать агрессивная маркетинговая политика. Кроме того, KIA предлагает уникальную для России гарантию – пять лет или 150 000 км пробега. «В тех сегментах, где «играют» Rio, cee’d и Sportage, это очень важно», – отмечает управляющий директор KIA Motors Rus. Среди конкурентных преимуществ автомобилей KIA он также называет выгодные кредиты KIA Finance и бесплатную помощь на дорогах KIA Road Assistance. «Мы планировали увеличение спроса задолго до того, как кризис пошел на убыль, и, как показало время, рост спроса на автомобили KIA оказался даже больше, чем мы рассчитывали. Нам оставалось только вовремя поставлять нужное количество автомобилей», – говорит В. Дукельский. По его словам, при условии дальнейшей стабилизации российского авторынка в 2010 году KIA Motors Rus рассчитывает увеличить продажи к прошлому году (70 тысяч машин) порядка на 30%.
А вот
Hyundai, которая, согласно данным АЕБ, в январе-феврале нынешнего года впервые с августа 2008 года лидировала на рынке иномарок, по итогам полугодия опустилась на пятое место, увеличив продажи лишь на 4%. «Мы довольны результатами, хотя, конечно, будем стремиться к новым рекордам», – говорят в «Хендэ Мотор СНГ». По мнению экспертов, снижение темпов роста Hyundai обусловлено финансовыми трудностями Таганрогского автозавода, на котором выпускаются модели, некогда составлявшие основу продаж марки в России. Так, седан Accent до 2008 года оставался бестселлером Hyundai и занимал более трети в продажах марки. Сегодня же, по итогам I полугодия, доля всех выпускаемых на ТагАЗе моделей Hyundai, включая коммерческий Porter, составляет лишь 15,4%. Для сравнения, нынешний бестселлер марки – импортный Getz – занимает 21,2% в объеме реализации Hyundai. Компактный хэтчбек Getz и кроссовер Tucson несколько месяцев держали лидерство в своих сегментах, отмечают в «Хендэ Мотор СНГ». А новый кроссовер ix35, пришедший на смену Tucson, уже на второй месяц продаж вошел в «тройку» бестселлеров марки. «Новый ix35 оправдал возложенные на него ожидания – сейчас на него очередь, автомобилей не хватает», – говорят в «Хендэ Мотор СНГ». Между тем эксперты обращают внимание, что с обновлением модельного ряда автомобили Hyundai дорожают, чему ярким примером служат модели ix20 (от 449 900 рублей) в сравнении с Getz (от 299 900 рублей), а также ix35 (от 899 900 рублей) в сравнении с Tucson (от 879 900 рублей). По мнению экспертов, доля Hyundai на российском рынке иномарок будет несколько снижаться до тех пор, пока не начнутся продажи массового седана, производство которого должно стартовать в начале будущего года на новом заводе Hyundai в Санкт-Петербурге.
В то же время Hyundai не намерена прекращать сотрудничество и с Таганрогским автозаводом. Как говорят в «Хендэ Мотор СНГ», в последнее время ТагАЗ испытывает серьезные финансовые проблемы, что сказывается на объемах производства и продаж. Со своей стороны Hyundai как партнер ТагАЗа участвовал в реструктуризации платежных обязательств предприятия и предоставил определенные ценовые льготы на машинокомплекты. «Мы ожидаем от ТагАЗа активных действий, которые помогут ему выйти из сложившейся ситуации и продолжить сотрудничество с нашей компанией», – заявляют в «Хендэ Мотор СНГ». Между тем в 2010 году Hyundai планирует реализовать на российском рынке около 90 тысяч импортируемых автомобилей без учета производства на ТагАЗе.
Автомобили
Daewoo причисляются в России к «корейцам» в основном по происхождению бренда, хотя в нашу страну они поставляются по сути от узбекского производителя Uz-Daewoo (правительству Узбекистана принадлежит в нем 75%, а локализация производства превышает 60%). Тем не менее Daewoo в I полугодии значительно укрепила позиции на рынке иномарок, заняв шестое место вслед за Hyundai и увеличив продажи на 17%. По словам экспертов, на фоне роста бюджетного сегмента Daewoo продолжает пользоваться своим ценовым позиционированием (Nexia стоит от 229 тысяч рублей, Matiz – от 179 тысяч рублей), выигрывая у того же АвтоВАЗа, дилеры которого испытывают дефицит «живых» машин. Вместе с тем, добавляют дилеры Uz-Daewoo, набирает обороты субсидированная программа кредитования Uz-Daewoo Finance, по которой сегодня продается порядка 24% автомобилей Daewoo в России. Кроме того, была проведена собственная кампания утилизации устаревших автомобилей в обмен на новые Nexia и Matiz. По мнению экспертов, Nexia и Matiz привлекают покупателей проведенным рестайлингом вкупе с проверенной конструкцией, однако это уже устаревшие модели и интерес к ним будет постепенно снижаться, в том числе потому, что по мере восстановления рынка спрос будет смещаться в сторону более дорогих автомобилей. Между тем, по данным узбекских информагентств, в августе нынешнего года GM-Daewoo планирует начать производство следующего поколения Matiz, М300.
Что касается
SsangYong, то продажи корейских внедорожников в I полугодии выросли на 33%, причем из 4939 автомобилей 252 были проданы по программе утилизации. По словам PR-менеджера SsangYong Елизаветы Бадаловой, во многом на продажи марки повлияло удержание цен на прежнем уровне, тогда как большинство конкурентов повысили цены. «В данном ценовом сегменте внедорожники SsangYong оказались самым выгодным предложением», – говорит г-жа Бадалова. По ее словам, сдерживать рост цен помогает в том числе уникальное расположение завода «Sollers – Дальний Восток» у причальной стенки во Владивостоке, что позволяет компании существенно упрощать процесс логистики. К тому же, добавляют эксперты, автомобили, которые выпускаются на Дальнем Востоке, по распоряжению российского правительства в другие регионы страны доставляются железнодорожным транспортом бесплатно. «Мы считаем своими конкурентами другие автомобили корейского производства, однако внедорожники SsangYong имеют преимущество, обладая прочной рамной конструкцией», – отмечает Е. Бадалова. По мнению экспертов, перспективы SsangYong на российском рынке во многом будут зависеть от позиционирования нового кроссовера С-200, производство которого должно начаться во Владивостоке в четвертом квартале 2010 года.
Стоит отметить, что основу продаж в «корейском» сегменте составляют импортные машины, причем «корейцы» лидируют по ввозу автомобилей, занимая в объеме импорта 31% (годом ранее – 18,3%). По данным агентства «Автостат», с января по июнь 2010 года ввоз новых корейских автомобилей в нашу страну вырос на 62,1% и составил 71,9 тысячи машин. При этом абсолютным лидером по импорту иномарок стала Daewoo, увеличившая поставки в Россию в 2,4 раза, до 29,9 тысячи автомобилей. На втором месте – Hyundai, которая за шесть месяцев импортировала 27,8 тысячи машин (+16,9%), а ее партнер по концерну KIA занимает среди иномарок шестое место с показателем 13,8 тысячи ввезенных автомобилей (+74,9%). SsangYong, основу продаж которого в России составляют автомобили местного производства, в I полугодии ввез незначительное количество автомобилей – 327 штук.
Между тем эксперты прогнозируют, что в ближайшее время доля «корейцев» на российском авторынке перестанет расти и даже начнет снижаться. По их мнению, успешность KIA в доступных массовых сегментах будет компенсироваться сокращением производства Hyundai на ТагАЗе, по крайней мере до тех пор, пока в будущем году на рынок не выйдет массовый седан от Hyundai. В то же время эксперты обращают внимание, что по мере совершенствования автомобилей корейских марок они становятся дороже, теряя конкурентное преимущество над европейскими и японскими аналогами.
Александр Чупров