Профессор Олег Фиговский
Госкорпорация Роснано получила из бюджета 65 млрд. рублей. Почти 1,5 млрд. из них будут инвестированы в производство порошка "Унирем" - универсального модификатора асфальтобетонных смесей. Корреспондент ИА REGNUM Новости Арсений Бобровский встретился с Олегом Фиговским, который еще в начале 1960-х гг., одним из первых в СССР, начал создавать изобретения в области асфальтобетонных смесей с применением полимеров. Разработчик асфальтового покрытия, на которое садился "Буран", и автор более 500 патентов в области новых материалов и нанотехнологий, дал свою оценку проекту "Унирем" и деятельности госкорпорации "Роснано".
Профессор Олег Фиговский (Израиль) - член Европейской Академии наук, глава научного нанотехнологического центр в Израиле, научный директор фирмы Nanotech Industries, Inc., главный редактор журналов Scientific Israel - Technological Advantages, Open Corrosion Journal.
ИА REGNUM: Олег Львович, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете проект "Унирем"?
Касательно этого проекта я бы хотел лично задать вопрос Анатолию Чубайсу. Дело в том, что я регистрировал патент на приготовление подобной асфальтобетонной смеси еще в 1961 году. Патент РФ № 2377262 на "модифицирующую композицию для асфальтобетонных смесей и способ получения модифицированной асфальтобетонной смеси" (который внесли владельцы ООО ГК "Новый каучук" в ООО "Уником", совместное предприятие с "Роснано" - ИА REGNUM Новости) за авторством бизнесмена Михаила Лернера и еще нескольких людей - это компиляция прежних изобретений, в том числе двух моих. Для меня вообще является странным, что этот патент зарегистрировали. В США такой патент не выдали бы, так как решения все известны. Некрасиво, что авторы не сослались на авторские свидетельства по данной теме, которые были в СССР. Возможно, это произошло потому, что мои патенты были опубликованы в бюллетене изобретений в 1961, 1968 и 1970 гг. и не попали в электронную базу данных, которая ведется с 1974 г. Такие патенты хранятся в обычных папках, в бумажном виде. Не хочу предполагать, что их сознательно уничтожили за деньги, как это уже случалось. Возможно, что при том уровне экспертизы, который сейчас есть в России, в патентном ведомстве их просто поленились искать. Я уже обсудил патент "Унирема" со своим патентным поверенным из Сан-Франциско и выяснил, что зарегистрировать его в других странах не удастся. Тратить время и деньги на суд в России по понятным причинам никто не будет, но если бы "Уником" подал такую патентную заявку в США, мои адвокаты их бы "разули".
У меня к "Роснано" вообще много вопросов - это большая организация, в ней сейчас около 400 штатных сотрудников. Они недавно отчитались о своих "грандиозных" успехах - запустили по разным данным от 8 до 13 реальных нанотехнологических производств. В Израиле также есть своего рода аналог "Роснано". И существует примерно столько же времени, сколько и российская госкорпорация. В ней работает полтора человека - исполнительный директор на полставки и инженер-координатор на полную ставку. Их зарплаты существенно ниже, чем в "Роснано". За тот же период они пустили порядка 30 новых нанотехнологических производств. Как говорится, сравните эффективность.
ИА REGNUM: Насколько уникальна технология производства модификатора "Унирем"? Размер частиц модификатора составляет от 30 до 800 мкм, в то время как Роснано заявляет о том, что работает с частицами размером до 100 нМ. Относится ли "Унирем" к нанотехнологиям?
Я не могу сказать, что это какая-то уникальная, очень современная или выдающаяся технология. Она содержит мое решение, как раз по крошке, которое в 1961 году было выдающимся и революционным, сейчас оно широко используется в США. На аэродромное покрытие такого типа садился советский космический корабль "Буран" и мне дали за это изобретение госпремию. Также мы патентовали асфальтобетонную смесь с применением резиновой крошки, чтобы использовать ее для трамвайных путей - такой асфальт лучше подвержен ударным нагрузкам. Сейчас в Израиле делают подобный асфальт для детских площадок, чтобы дети при падениях получали меньше травм. Полимерную крошку производят во всем мире. В США сегодня работает 20-30 заводов, которые производят такую крошку. В Германии ее активно применяют.
Единственное, там никто не называет это нанотехнологиями или нанопродукцией. Кроме того, есть ещё одна техническая проблема: асфальтовый бетон, содержащий такой порошок, охрупчивается со временем. Поэтому его, например, не применяют на юге США. В Петербурге такой асфальт класть можно, а в Сочи - лучше не