Попадание в яму на дороге грозит водителям лишением прав. Именно после такого инцидента у одного из череповецких автовладельцев возникли проблемы с ГИБДД. Вытащив машину из ямы, он продолжил путь, а на следующий день рассказал об опасном участке дороги милиционерам. Те вместо того, чтобы поблагодарить водителя, составили на него протокол за то, что он оставил место ДТП и не вызвал инспектора сразу. Только после нескольких месяцев судебных разбирательств осужденному удалось вернуть права. А юристы теперь рекомендуют автовладельцам вызывать ДПС по любому поводу. Иначе любая мелкая поломка на трассе может закончиться большими проблемами с законом. Оригинальная трактовка ПДД — в материале корреспондента «Вести ФМ» Николая Осипова.
Свои водительские права Павел Комаров пытался вернуть несколько месяцев. Он уже проклял тот день, когда решил позвонить в милицию и сообщить о яме на дороге, в которую он влетел на своих «Жигулях». У машины тогда пробило колесо, поломку обнаружили, уже отъехав от ямы. Было поздно, Павел все-таки добрался до дома, а на следующий день решил рассказать милиции о том, что дорога не в порядке и надо что-то сделать с ямой. К удивлению водителя, его гражданская сознательность вовсе не была одобрена. Инспектор ГИБДД, отправленный на осмотр ямы, пришел к нестандартному умозаключению — Павел Комаров своевольно оставил место ДТП. Либо не надо было вылезать из ямы вообще, а сидеть и ждать патрульных, либо, добравшись до дома, вообще молчать о том, что произошло. Вячеслав Лысаков, лидер движения «Свобода выбора», признается, что не понимает, чем руководствовалась милиция.
«Не понимаю, почему ГАИ пошла на такую конфронтацию, здесь казуистика абсолютная. С формальной точки зрения, если попал в яму, сломал колесо или подвеску, вызвал ГАИ, то они признали факт ДТП, а место ДТП покидать нельзя, за это лишают прав», — поясняет Лысаков.
Инспектор Стасюк, оформлявший протокол, решил наказать водителя. Юридическая машина завертелась без остановки. И тогда Павел понял, что зря все это затеял. Документы пошли в суд, и мировой судья Татьяна Артемьева лишила водителя прав на один год. А могла и 15 суток дать, напоминают юристы.
«Один судья, глядя на такого же автомобилиста, улыбаясь, сказал: если инспектор говорит, что бурундук — это птичка, значит, это птичка. Суды штампуют, не вчитываясь в суть, это абсолютная казуистика. Если бы был умный начальник ГАИ, он дал бы по шапке тем инспекторам, которые вывернулись из этой ситуации, и вместо того, чтобы составить рапорт о выбоине, они составили рапорт на человека, который им сообщил об этой яме», — комментирует Лысаков.
Пораженный и осужденный автовладелец отправился искать правды в высших инстанциях, обратился к правозащитникам. Ведь получилось, что, сообщив об опасности на дороге, он сам себя оговорил. На помощь пришел вологодский правозащитник Сергей Кушеев.
«Эта статья — оставление места ДТП — предусмотрена, чтобы защитить права второго участника ДТП, либо права того, чье имущество повреждено в результате аварии — сбил забор, столб и так далее. Как видно, в этом ДТП пострадало только колесо Павла, никому он ущерб не причинил, сообщил, чтобы заделали эту яму, но и начальник ГИБДД Бабаевского РОВД сказал, что сотрудники сделали все правильно», — рассказал Кушеев.
Жалобы в прокуратуру и милицейскому начальству ни к чему не привели. Там хранили абсолютную уверенность в том, что за яму на дороге надо кого-то наказать. Заодно наказали и дорожных рабочих, оштрафовав прораба на несколько тысяч рублей, но вот водителя, который выявил дорожный дефект, решили не отпускать. Пройдя несколько инстанций, Павел везде оставался виновным и просветление в умах произошло только в Череповецком городском суде, где наконец-то признали, что Павел не оставлял место ДТП, поскольку в его действиях не было умысла скрыть инцидент. Дело закрыли, права вернули, а юристы с тревогой начали листать ПДД и Административный кодекс. Ведь, исходя из этой истории, получается, что любая мелкая поломка — это ДТП. Мелкая царапина, лопнувшая камера — все что угодно.
За все подряд водителей можно лишать прав, особенно если они не знают, где им поцарапали машину, когда они уже уехали с так называемого места ДТП. Герой этой истории, Павел Комаров, получив назад свои права, уже не испытывает никакого желания сообщать кому-либо о ямах на дороге, выведя для себя мрачную водительскую истину — чем меньше общаешься с ГИБДД, тем спокойнее жизнь автовладельца.