Дальневосточники привыкли к самым разным японским джипам. Знакомый жителям западной части России экспортный модельный ряд у нас дополнен машинами, поставляемыми как только для внутреннего рынка Страны восходящего солнца, так и доступными в самых разных государствах. Один из самых редких даже в Приморье внедорожников – Toyota FJ Cruiser 2006 модельного года.
Назвать FJ Cruiser машиной исключительно для внутреннего японского рынка нельзя. Например, предоставленный нам для теста внедорожник свои первые километры наматывал по дорогам Соединенных Штатов. Своим появлением «Эф-Джей» обязан как раз американской истории легендарных Land Cruiser и наметившейся в Штатах моде на новинки в стиле ретро. В 2003 году на автошоу в Детройте был показан яркий концепт, посвященный 50-летию флагманского внедорожника от Toyota и названный в честь одной из ранних популярных моделей, Land Cruiser FJ40 Series. Никто не ожидал, что необычный джип будет запущен в серию, но в 2006 году это произошло…
Выключайте голову!
Говоря о внешности внедорожника, не нужно опираться на здравый смысл. Почему ширина заходящих далеко на крылья передних поворотников сопоставима с шириной решетки радиатора? Почему передние стойки крыши установлены почти вертикально, задние боковые двери открываются против хода движения, к тому же, на них отсутствуют наружные ручки, а крыша всегда красится в иной цвет, чем весь кузов? Не нужно забивать голову такими вопросами. Внешность – как и суть Toyota FJ Cruiser – это не разум, а эмоции. Очень позитивные, позволяющие стать владельцем такого внедорожника человеку любого возраста. Но он обязательно должен понимать, что после покупки джипа внимание к его персоне значительно возрастет. По крайней мере, в России точно.
Что в дизайне внедорожника в стиле ретро внушает уважение с точки зрения практичности, так это наличие пластиковых накладок по всему периметру кузова, защищающих лакокрасочное покрытие от мелких камешков, летящих с дороги, и подчеркивающих внедорожную суть Toyota FJ Cruiser. Радует наличие запасного колеса на пятой двери и штатных рейлингов на крыше. А вот тот факт, что передний бампер не прилегает к крыльям, а отстает от них, конечно, даст заряд положительных эмоций ценителям стиля ретро, но приверженцев чистоты от яркой машины оттолкнет.
Внутри больше, чем снаружи
«Эф-Джей» – это внедорожник. И по назначению, и по родословной. Но он получился более компактной (а значит, и более удобной для города) моделью, нежели полноразмерные версии легендарного Land Cruiser FJ40. Поэтому от интерьера джипа простора и большого комфорта не ожидаешь. А зря. Внутри FJ Cruiser нет никакой стилизации под старину хотя бы потому, что современные любители внедорожников будут воротить нос от салонов «проходимцев» полувековой давности. Пожалуй, единственное, что напоминает о незаурядной внешности автомобиля изнутри, – широкая передняя панель со вставками под алюминий и в цвет кузова, а также относительно небольшая и завышенная по сравнению со многими другими джипами линия остекления.
Удобно устроиться за вполне современным рулем FJ Cruiser помогут регулировки положения баранки и угла наклона подушки водительского сиденья. Органы управления внедорожника просты и интуитивно понятны. Скажем, кондиционер управляется с помощью классических поворотных ручек, клавиш здесь минимум. Пассажиры будут приятно удивлены принципом открывания задних боковых дверей: распахнуть их можно только изнутри и после отпирания передних (к слову, более длинных, чем обычно) дверей. А пока сидящие на втором ряду FJ Cruiser будут обсуждать оригинальность мышления инженеров Toyota, водителю придется закрывать за ними дверь – как пассажиру-новичку сделать это самостоятельно, немного не понятно.
Так мы знакомы!
В техническом плане Toyota FJ Cruiser дает еще один повод для удивления. Авторы джипа не стали изобретать велосипед и объединили авангардную внешность с уже известным шасси, на котором построены Land Cruiser Prado серии «120» и HiLux Surf, известный на экспортных рынках как Toyota 4Runner. Несущую раму (вот в чем секрет отсутствия центральной стойки кузова!) несколько укоротили и покрыли особым составом наподобие пластика, что защищает основу конструкции от коррозии. Подвеска «Эф-Джея» также позаимствована у соплатформенных внедорожников: пружинная, спереди – независимая двухрычажная, сзади – двухрычажная зависимая (вторая ось представляет собой классический мост). Единственный доступный для FJ Cruiser двигатель – 1GR-FE, знакомый по Prado и Surf V6 объемом 4 литра и мощностью 239 л.с. (176 кВт), оснащенный системой автоматического изменения фаз газораспределения.
А вот с вариантами трансмиссии у внедорожника сложнее. На американский рынок FJ Cruiser поставляется как в заднеприводном варианте, так и в двух полноприводных версиях. Автомобиль с 6-ступенчатой механической КПП может быть только с постоянным полным приводом, в котором центральный дифференциал типа Torsen автоматически блокируется при включении пониженной передачи в раздаточной коробке. В то же время внедорожник с 5-ступенчатым «автоматом» (который достался нам для тест-драйва) оснащается подключаемым полным приводом, а при движении в режиме 2WD он заднеприводный. Словом, классика жанра. Но классика эта дополнена многочисленными современными «фишками», например, антипробуксовочной системой, датчики которой одновременно работают на ABS, или включаемой электроникой блокировкой дифференциала заднего моста.
Не успеешь присмотреться...
Наверное, читатель уже догадался об отличных ходовых качествах Toyota FJ Cruiser как на дороге, так и вне ее. 4-литровый бензиновый двигатель, 5-ступенчатая АКПП, несущая рама сочетаются с довольно скромными габаритами. Можно предположить, что ретроджип будет не просто ехать, а «валить» или даже «лететь». Так оно и есть! Ускоряется FJ Cruiser просто на ура, дорогу держит прекрасно. Относится это и к управляемости в поворотах. Подвеска и величины кренов не вызывают нареканий – машина плавно и почти незаметно «переступает» через дорожные неровности, но при этой мягкости хода крены в поворотах не вызывают никакого дискомфорта. Еще один важный плюс автомобиля – его тормоза.
Минусы? Ой, простите, вновь верх взяли эмоции! Оказавшись за рулем «Эф-Джея», долго не можешь сориентироваться с обзорностью. В широкое и низкое лобовое стекло приходится всматриваться, а салонное зеркало присутствует здесь больше для галочки – на задней двери закреплена запаска того же размера, что и остальные колеса. Не радуют и широкие стойки кузова позади боковых дверей. А вытянутые вертикально наружные зеркала (к слову, они дополнены повторителями указателей поворота) хотя и неплохо выручат при парковке, при перестроениях помогут совсем немного. Хотя найдется ли человек, желающий при таких маневрах не пропустить FJ Cruiser?
Сказать, что на бездорожье «Эф-Джей» впечатлил – не сказать ничего. Несмотря на внешность дорогой игрушки, автомобиль способен на преодоление весьма серьезных и порой недоступных другим препятствий. Наличие дорожных покрышек сложно назвать аргументом против, ведь даже на них машина с тяговитым двигателем и «умной» трансмиссией с понижающей передачей и блокировками по бездорожью движется довольно уверенно. То, что двигатель является бензиновым, – это, конечно, минус, ведь «крутить» его приходится гораздо больше, нежели дизельный, а это влечет за собой по-настоящему джиперский расход топлива.
Ценителям оригинальных внедорожников Toyota FJ Cruiser понравится обязательно!
Автор: Юрий Гаврилов (текст, фото)