Каждый автомобиль нуждается в периодическом техническом обслуживании: как по определенным интервалам времени и пробега, так и при переходе от одного сезона к другому. После холодной и снежной зимы автомобилю необходима тщательная проверка и подготовка к летнему сезону. Для кого-то эта подготовка сводится к минимуму: смене зимних шин на летние, замене масляного фильтра и заливке в двигатель свежего масла с более высокой вязкостью. А кто-то подходит к этому вопросу куда более серьезно.
Подготовка автомобиля к весенне-летней эксплуатации включает в себя:
- тщательную мойку и сушку кузова;
- проверку состояния лакокрасочного покрытия на предмет сколов, царапин и ржавчины и при необходимости полировку кузова;
- чистку и просушку салона и его ковровых покрытий;
- замену зимних шин на летние и проверку углов развал-схождения;
- проверку состояния АКБ, а также проверку электрических цепей и контактов на предмет коррозии;
- диагностику электронных систем управления двигателем (при необходимости);
- осмотр днища и глушителя на предмет коррозии;
- проверку тормозной системы, рулевого управления и приводов (целостности шлангов, пыльников ШРУСов и т. д.);
- осмотр и очистку радиатора (при необходимости);
- смену масла и масляного фильтра;
- замену воздушного и топливного фильтров.
Кузов и салон
Вы думаете, ваш автомобиль больше всего ржавеет зимой? Ошибаетесь. Пик коррозии приходится именно на весну. Зимой агрессивная среда (песок с солью и слякотью, лед и снег) постоянно "атакует" кузов машины, но при отрицательной температуре химические процессы замедляются. А как только потеплело – забитые солью и грязью царапины превращаются в очаги коррозии. Поэтому первая весенняя процедура автомобиля – водная. Кузов автомобиля нужно тщательно вымыть, причем не только сверху и снизу, но и изнутри (в моторном отсеке, багажнике и салоне). Если есть подозрение, что под коврами за зиму подсобралась вода, нужно их вытащить. Важно не только убрать грязь, смыть соль, но и как следует просушить автомобиль.
По мере просыхания стоит подсчитать "потери", понесенные за зиму. Все сколы, трещины и царапины лакокрасочного и защитного покрытий автомобиля необходимо обработать. Препараты автохимии для щадящего мелкого кузовного ремонта автомобиля справятся с небольшими повреждениями лака и краски. Если же необходимо закрашивание отдельных царапин, тут лучше обратиться к профессионалам. Нанести антикоррозийное покрытие тоже будет не лишним. Не повредит кузову автомобиля нанесение полироля, защитного или восстанавливающего. Применение комплекса полиролей или профессиональная полировка с применением спецсредств усилит эффект и срок действия защитных составов.
Нелишней будет мойка моторного отсека и двигателя. Чистый двигатель – это не только приятно для глаз, но и полезно для его работы. Ведь грязь и дорожные реагенты имеют свойство накапливаться на внутренних поверхностях моторного отсека и агрегатах, что способствует распространению коррозии и ухудшению теплоотдачи. Проверка дренажных отверстий и стоков на предмет засорения и их чистка избавит от образования ржавчины в скрытых полостях кузова.
"Переобувка"
Пик сезонной смены резины обычно приходится на середину марта. К этому времени снега почти уже нет, а плюсовая температура уверенно держится не только днем, но и ночью. Езда на зимних шинах в таких условиях теряет смысл. В первую очередь это неэкономично, ведь на весеннем асфальте гораздо быстрее происходит истирание резины, которая при плюсовой температуре сильно размягчается. Кроме того, автомобиль на зимних шинах расходует заметно больше топлива, чем "обутый" в летнюю резину. К тому же зимняя резина гораздо более шумная, чем летняя.
Езда весной на шипованных шинах может быть просто опасной – сцепление шипованных шин с асфальтом не самое высокое. Шипы ухудшают поведение шины на сухом асфальте. На весенних дорогах очень много ям и выбоин, попадание в которые заканчивается для мягкой зимней резины весьма печально: в лучшем случае шишкой на боковине, в худшем – порывом. Перебортовка колес не очень дорогая, но достаточно болезненная для шин процедура. Чем реже она выполняется, тем дольше они проживут. Да и хранить шины лучше в накачанном состоянии, поэтому комплект дисков – это дополнительная экономия. Каждое колесо в сборе должно быть тщательно вымыто и проверено на глубину протектора и наличие повреждений.
Совет: зимнюю резину иногда проще докатать, чем хранить.
Если резина без шипов и высота протектора менее четырех миллиметров, то она уже теряет свои зимние свойства и ее можно докатать летом. Окончательно износится она быстро – сухой асфальт безжалостен, как напильник. Кстати, неплохо бы прокатать диски, если они помяты, проверить балансировку и углы установки передних (а на некоторых автомобилях и задних) колес – зимой "геометрия" колес очень часто нарушается.
Аккумулятор и электрика
Весной внимания требует и аккумулятор – зимой ему приходилось нелегко: тяжелые пуски, большие нагрузки от фар и печки, низкие температуры. Если батарея необслуживаемая, достаточно ее подзарядить. В обслуживаемых АКБ может потребоваться проверка уровня электролита и доливка дистиллированной воды. Пренебрегать этими несложными процедурами не стоит. В теплое время двигатель легко запустится и от разряженного на 75% аккумулятора, а вот служит находящийся в таком состоянии источник питания значительно меньше.
Проверить электрические цепи на наличие утечек и обработать электрические разъемы под капотом влаговытесняющими препаратами будет очень полезно.
Необходимо проверить также качество изоляции высоковольтных проводов. Сделать это можно без приборов. Достаточно в темноте запустить двигатель и заглянуть под капот. Если изоляция не в порядке, по проводам будут проскакивать искры, такие провода придется заменить.
После зимней эксплуатации полагается проверить состояние свечей зажигания. Их нужно тщательно очистить, а если они отслужили свой срок – заменить. Затем следует проверить работу распределителя зажигания. В машинах с контактной системой нужно проконтролировать состояние контактов прерывателя и отрегулировать зазор между ними. Состояние крышки распределителя тоже требует осмотра: на ней не должно быть солевых и масляных потеков, трещин и сколов, контакты должны быть чистыми. Это же относится и к бегунку. Не забудьте проконтролировать состояние блока предохранителей, реле и натяжку ремня генератора. Немаловажно и состояние осветительных, сигнальных приборов и фар.
Тормоза и подвеска
Повышенную нагрузку зимой испытывала и тормозная система. Чрезмерный визг или скрежет при торможении – верный признак того, что замене подлежат колодки.
К проверке состояния шлангов, суппортов, тормозных дисков и уровня жидкости стоит подойти очень серьезно – от этого напрямую зависит ваша безопасность. Если с момента замены тормозной жидкости прошло два года, то ее стоит заменить. Дело в том, что тормозная жидкость по своей природе очень гигроскопична. Она вбирает в себя влагу из воздуха. При частом и активном торможении, когда рабочие детали тормозной системы нагреваются до 100 градусов и выше, влага превращается в пар и тормозная жидкость перестает передавать давление на колодки.
Проверьте состояние тросов стояночного тормоза, они должны легко перемещаться в оплетке. Диагностика ходовой части и подвески после зимы просто необходима. Если на амортизаторах есть потеки жидкости, их нужно заменить. Если в шаровых опорах и шарнирах рулевого управления есть люфт, их тоже нужно заменить. Потрескавшиеся или рваные резиновые пыльники шарниров и шаровых опор также подлежат замене. На переднеприводных машинах проверьте состояние ШРУСов и их чехлов. От маленькой трещинки в чехле этот узел может выйти из строя очень быстро.
Масло и фильтры
Если в двигателе и трансмиссии было залито сезонное (зимнее) масло, то его необходимо заменить на летнее, более густое. Это касается и тех, кто ездит на всесезонном. Учитывая, что эта зима выдалась холодной и пуск двигателя осуществлялся с высокими нагрузками, лучше залить новое масло. Ведь после зимы продукты износа в большом количестве попадают в масло и двигатель, накапливаются в масляном фильтре. Не забывайте и того, что смена масляного фильтра – обязательная операция при замене масла. При необходимости меняются прокладки картера и клапанной крышки. Топливный и воздушный фильтры тоже лучше заменить – после зимы они, как правило, забиты грязью.
Совет: освободите бензобак от водички.
Полезно залить в топливный бак какую-нибудь спиртосодержащую присадку. За зиму в нем скапливается конденсат. Вода не смешивается ни с бензином, ни с соляркой, а спиртовый раствор – легко. Перегонка воды через камеру сгорания в процессе движения для мотора абсолютно безвредна, а по мнению некоторых специалистов, и полезна – камера сгорания очищается от нагара.
Система охлаждения и кондиционирования
Состояние радиатора, помпы, термостата, уровень и качество охлаждающей жидкости лучше проверить до наступления жары. Если жидкость мутная или заметно поменяла цвет, лучше ее слить, промыть систему охлаждения и залить новую жидкость. Кондиционер для профилактики советуют периодически включать даже зимой. Если вдруг кондиционер начинает посвистывать, нужно проверить состояние компрессора, при необходимости заправить систему фреоном. Сделать это можно в любом приличном автосервисе. Стоит также проверить состояние салонного фильтра. Грязь, которая скапливается на нем за зиму, иногда видна даже невооруженным глазом – этот фильтр тоже лучше поменять.