В истории RAZR позиционирование телефона было очевидным, но часто эта работа выполняется в компаниях без раздумий, некто берет матрицу моделей и ставит в нее еще один аппарат. Дальше, как в школе, списывается описание аппарата с другой модели, оно звучит вот так: «Модель предназначена для успешных женщин в возрасте от 35 лет, которые носят Prada, водят BMW и занимают руководящие позиции». Вы думаете, что я придумал это описание? Нет, это реальное описание корейской раскладушки для женщин. Искусственность позиционирования в том, что модель стоимостью в 250 долларов была предназначена для кого угодно, но только не для успешных женщин, они в ее сторону даже не смотрели. И продажи это доказали на практике. Но внутри компании не хотели знать правду о реальных потребителях, их грела мысль, что телефоны покупают успешные женщины, которые кладут его на торпеду своего BMW, а в сумочке телефон соседствует с браслетиком от Tiffany, который хозяйка носит там на всякий случай. Воображаемый мир с нереальными людьми. Глянцевая картинка, которая совсем не накладывается на реальность.
Или вот вам другой пример, Nokia 1100, телефон для бизнеса. Бюджетная модель стоимостью в копейки - и для бизнеса? Вызывает ухмылку, но, тем не менее, именно такие рекламные плакаты были в Европе.
Аппарат создавался для развивающихся стран, в первую очередь для Индии. И для индийского общества это был понятный посыл, так как лавочники, торговцы рыбой, мелкие ремесленники занимаются бизнесом. В понимании европейца это не тот бизнес-класс, к которому мы привыкли. Разность культур и восприятия. В Nokia взяли концепцию позиционирования телефона, разработанную для одной страны, и экстраполировали на весь мир. Получилось непонятно для большинства регионов мира, в какой-то мере смешно.
Примеры можно множить до бесконечности, они характерны для любой компании и любого рынка. Думаю, что уже к этому моменту я убедил вас, что вы не похожи на «мужчину за 30, имеющего автомобиль хорошей марки, с доходом выше среднего и одинокого». Возможно, что вам 20 лет, вы вовсе не мужчина и имеете уже свою половину. Но пользуетесь вы продуктом, который для вас не предназначен по замыслу производителя. Так бывает сплошь и рядом, это норма для современных рынков. Исключение составляют гендерные продукты, например, крем для лица от морщин для определенного возраста. Так что, деление покупателей на сегменты, классы и тому подобные искусственные конструкции вредно и обречено на провал?
Адвокат дьявола – почему классификации покупателей важны
Человек привык жить в детерминированном мире, что бы это ни означало. Наш способ мышления таков, что мы пытаемся найти взаимосвязи и упорядочить мир первозданного хаоса. Примеров такого поведения человека не счесть. Инь и Янь - это способ гармонизации, уравновешения мира придуманный в Китае. Карма - это другой способ побороть первозданный хаос и придать смысл человеческому существованию. Философских систем и течений не счесть, но каждое предопределяет мир, создает его упорядоченную структуру. Даже те, кто поклоняется хаосу, создают правила и принципы, то есть пытаются упорядочить саму суть хаоса, но только для себя. Нелепо и смешно, но существуют и такие воззрения.
Человечество постоянно меняет свои воззрения на окружающий мир, от верований мы перешли к механистической модели мира, сегодня в почете квантовая теория, завтра будет что-то новое. Мы привыкли классифицировать явления, события, людей, и в этом смысле поведение маркетологов компаний ничем не отличается от поведения обычного среднестатистического человека. Они ровно так же пытаются упорядочить мир, как и все другие. Это частный случай общего, не более того. И в этом аспекте все эти искусственные конструкции важны, так как дают точку опоры, несмотря на то, что они порой нелепы и не отражают реального мира.
Классификации покупателей позволяют порой улучшить продажи конкретных устройств, они дают понимание, кому продавать тот или иной телефон. На кого стоит тратить время продавцу и объяснять все хитрости технологий, а для кого это всего лишь возможность скоротать время в умной беседе. Снова подчеркну, что все это условно, и ни одна такая матрица в реальной жизни не работает. Все зависит от умений и навыков продавцов, но классификации дают скорее опорную точку, позволяют от чего-то оттолкнуться. В этом аспекте их трудно недооценивать, для умных людей это отправная точка в исследовании рынка и покупательских предпочтений. Также это возможность не навязывать окружающим то, что им по определению не нужно, так как у них совсем другие взгляды на жизнь, запросы, уровень жизни и так далее.
Большая часть обсуждений того или иного телефона в сети - это не обсуждение конкретных моделей, а выяснение отношений между людьми, имеющими разный жизненный опыт, социальный статус и круг общения. Разговор людей, которые не могут примерить на себя чужую шкуру, но искренне уверены, что их выбор если не единственно правильный, то близок к нему. В ход идет обсуждение отдельных функций телефонов, которые должны подкрепить одну из точек зрения. Все эти мегагерцы, гигабайты памяти, экраны и тому подобное - всего лишь предлоги для того, чтобы отстоять свою точку зрения и свой взгляд на жизнь. В философском смысле это попытка отстоять свой выбор, подтвердить его правильность и доказать другим социальным группам, кто более прав на этой планете. Извечная игра, не имеющая выигравших и проигравших, каждая сторона остается при своем мнении.
Делим людей на сегменты – моя классификация
Безусловно, можно было взять текущую «умную» классификацию, применяемую в Mobile Research Group, и сказать, что она отражает что-то. На мой вкус, это сократило бы время написания статьи, но не дало бы для понимания предмета ничего. Поэтому вооружившись несколькими часами времени, я начал пристально изучать форумы Mobile-Review.com, а также другие ресурсы, чтобы создать новую классификацию покупателей, исходя из поведения тех людей, что обитают в сети. Нисколько не претендую на всеохватность, точность и тем более академичность. Если вы захотите добавить в представленное ниже деление что-то от себя, я буду рад это сделать. Можем обсудить статью на форуме, заодно и вы скажете, к кому себя относите.