Забота об экологии прибавит к цене литра три рубля.Негативные последствия нового подорожания: от банкротства транспортных и сельскохозяйственных предприятий до расширения масштабов воровства бензина.
Россиян ждет новый скачок цен на бензин - вдвое больший, чем в этом году. Правительственные чиновники готовы повысить акциз на бензин в 2012 году не на 1,3 руб., как до сих пор планировалось, а на 2,6 руб. На дизтопливо акциз будет повышен не на 1,1 руб., а на 2,8 руб. Такие расчеты опубликовали вчера специалисты Центра анализа экономической политики Высшей школы экономики (ВШЭ). Так называемая дифференциация акцизов на бензин в интересах экологии оборачивается значительным повышением цен. При этом стимулов для использования более качественного бензина практически не появляется. Эксперты перечисляют негативные последствия нового подорожания: от банкротства транспортных и сельскохозяйственных предприятий до расширения масштабов воровства бензина.
Минэнерго пытается стимулировать нефтяников повышать качество бензина и дизельного топлива. Но эффективность политики увеличения акцизов на бензин пока не подтверждается: его качество практически не растет. Поэтому чиновники предлагают кардинально пересмотреть график запланированных на 2012 и 2013 годы повышений ставок акцизов, отмечают экономисты ВШЭ. "По нашим оценкам, новация Минэнерго приведет к тому, что акциз на бензин в 2012 году вырастет в среднем не на 1,3 рубля, как запланировано, а на все 2,65 рубля. Еще больше возрастут поборы с дизельного топлива: рост акцизов составит не 1,14 рубля, а 2,8 рубля", - пишут они и отмечают, что солидная прибавка к цене топлива быстро обернется ростом цен на остальные товары, в особенности на продовольствие. Акцизы на 92-й бензин в 2012 году предлагается повысить на 62,2% вместо запланированных 28,9%, а на бензины стандарта Евро-4 и Евро-5, которые в России практически не производятся, на 22,5% вместо 32,6%.
При этом экономисты ВШЭ подчеркивают, что акцизная политика должна значительно уменьшать для потребителей издержки перехода на более качественный бензин, а не просто делать некачественный и качественный бензин все более дорогим. Акцизы можно выстроить так, чтобы не увеличивать совокупную налоговую нагрузку, и так, чтобы на рынке не было бензина дешевле, чем АИ-95, - советуют эксперты. "В этом случае потребители начнут покупать более качественный бензин, тем самым стимулируя нефтепереработчиков проводить модернизацию заводов и увеличивать выпуск современного топлива рыночным образом", - убеждены экономисты ВШЭ.
Эксперты "НГ" считают резкое увеличение акцизов весьма вероятным и уже обсуждают его последствия. "Предвыборные заигрывания будут дорого
стоить бюджету, и в 2012 году государство использует все возможности, чтобы увеличить его доходную часть", - говорит замгендиректора компании Omnicomm Станислав Емельянов. - Вместе с ростом акцизов увеличится стоимость топлива, а с ним и стоимость перевозок. Из-за этого многие небольшие транспортные компании окажутся на грани вымирания. Также возрастут объемы хищений топлива, поскольку зарплата водителей как минимум не вырастет, а ценность топлива увеличится. Ожидается и рост цен в топливо-зависимых отраслях, прежде всего в сельском хозяйстве".
"Рост акцизов, вполне возможно, приведет к тому, что некоторая часть населения ограничит передвижения на своих автомобилях. В России инициатива производства высококачественного топлива должна исходить от государства, поскольку у нас до сих пор процветает система продажи дешевого топлива сомнительного происхождения. В регионах России такое горючее пользуется большим спросом, так как подходит для устаревших моделей автомобилей и грузовых машин, которые пока еще активно используются населением", - напоминает исполнительный директор Стокгольмской школы экономики в России Ольга Лосева. "Топливный кризис этого года показал неустойчивость ситуации в отрасли, - отмечает ведущий эксперт инжиниринговой компании 2К Сергей Воскресенский. - Проблема рынка в том, что нефтяные компании охотно реагируют на рост нефтяных котировок, но при их снижении топливо внутри страны дешевеет гораздо медленнее. Если добавить к этому фактору еще и рост акцизов, то вполне можно прогнозировать рост цен в 2012-2013 годах".
Старый и новый планы повышения акцизов на топливо в 2012 году
Ставка акциза, руб. за литр Бензин, классы 1, 2 Бензин, класс 3 Дизтопливо, классы 1, 2 Дизтопливо, класс 3
Действующий план-2012 5,79 5,54 3,07 2,86
Новые предложения-2012 7,29 6,31 4,57 4,36
Источник: “Новый курс”, ВШЭ