Такеши Исогая возглавил офис Toyota в России в ушедшем 2009 году. Его кандидатура была выбрана из многих других: г-н Исогая – опытный маркетолог, работавший на рынках США, Мексики и Китая. Именно ему была доверена работа в условиях падения российского авторынка. В связи с падением спроса потребовалась и коррекция производственной программы российского автозавода Toyota под Санкт-Петербургом. Впрочем, несмотря на кризис, в 2009 году Toyota не стала отказываться от планов вывода на российский рынок двух концептуальных и дорогостоящих новинок: Toyota Prius и Toyota iQ. В беседе с AutoNews.ru президент ООО “Тойота Мотор” рассказал о планах компании на 2010 год.
Такеши Исогая
– Г-н Исогая, какой объем продаж Toyota запланирован в России на 2010 год?
– Если говорить о рынке вообще, мы разделяем прогноз АЕБ на 2010 год (1,5 млн автомобилей в год). Тем не менее, когда начнется некоторое восстановление рынка и когда оно наберет достаточную скорость, пока совершенно непонятно. Сейчас мы не можем прогнозировать точный объем продаж. В целом мы прогнозируем, что продажи наших автомобилей в 2010 году сохранятся на уровне 2009 года.
– В конце 2009 года вы начали поставки в Россию Toyota Prius. Как рынок воспринял гибрид?
– Нам очень повезло и с моделью, и с клиентами – Prius получил в России большую поддержку. Квота на 2010 год составила 200 автомобилей. Уже в прошлом году было продано 30 автомобилей, и благодаря тому, что мы установили спеццену (около 1,3 млн рублей) вся квота на 2010 год уже практически выбрана. Машина популярна во многих странах, и везде клиенты Prius вынуждены ждать от полугода до года – то есть достаточно долго. Например, в Японии в прошлом году Prius стал самым продаваемым автомобилем и в течение 2009 года, в период с мая по декабрь, было продано более 200 тысяч автомобилей. При этом даже в Японии клиенты ждали не менее шести месяцев. Таким образом, внутренний японский рынок имеет некоторые преимущества, и в настоящее время мы ведем переговоры об увеличении российской квоты.
– А цена Prius из новой поставки уже будет другой?
– Конечно. Но насколько больше, я не готов сейчас сказать, так как мы продолжаем переговоры на этот счет. Пока неясна даже окончательная квота по Prius на 2010 год, а от этого будет зависеть и цена.
– А по iQ какие результаты? Как машину воспринял рынок?
– Специфика iQ такова, что по ней очень сложно предсказать рынок. Мы запустились только в августе, а зима определенно не время для такой модели, как iQ. Мы не продвигаем этот автомобиль активно – просто предлагаем его клиентам. На каждого дилера приходится всего лишь по 1-2 шт. В 2009 году продали 16 автомобилей.
– Это правда, что вы заморозили строительство второй очереди завода в Санкт-Петербурге? Вы ведь обещали, что запустите как минимум две модели. Когда вы планируете вернуться к вопросу о расширении мощностей?
– Это слухи. Мы планируем развивать завод и работаем над этим. Действительно, есть некоторые изменения в планах, они связаны со спадом в экономике, финансовыми сложностями в компании и т. д., и мы были вынуждены откладывать принятие каких-то решений на год-другой. Но от наших планов мы не отказываемся. Могу совершенно точно заявить, что у нас есть два ключевых момента в отношении развития производства. Мы уже начали активное обсуждение, как будем его развивать. При увеличении производственных мощностей мы должны учитывать не только технические мощности завода, но и возможности персонала. Расширение завода требует квалифицированных менеджеров, управленцев, и сейчас мы активно занимаемся тем, что обучаем, воспитываем персонал. Кроме того, в течение 2010 года стоит обращать внимание на объемы производства в течение дня. Начиная с прошлого лета мы постепенно наращивали эту цифру: если еще полгода назад мы производили около 40 автомобилей в сутки, то сейчас – 60 автомобилей.
– В 2010 году этот показатель будет расти?
– Это зависит от рынка. Сколько будем продавать, на столько и будем наращивать. Пока мы считаем, что 60 автомобилей достаточно.
– Но какой-то минимальный объем производства запланирован на 2010 год?
– Если мы продолжим собирать по 60 автомобилей в день, то по итогам 2010 года сможем собрать около 14-15 тысяч автомобилей. Сейчас завод работает в одну дневную смену. Если мы введем ночную смену, то сможем увеличить наши объемы.
– Все-таки появление второй модели – перспектива какого года?
– Не этого года точно. Я думаю, двух-трех лет.
– Каковы ваши основные впечатления от работы в России?
– Мне очень нравится работать в России. Россияне достаточно хорошо относятся к Японии, и наши сотрудники очень искренне хотят работать и быстро обучаются. Для меня в этом году одним из важных моментов было изменение структуры компании. Например, в 2009 году мы устранили должности вице-президентов, и теперь надо посмотреть, как это будет работать. В нашей компании также была особая структура и должность координатора для того, чтобы доставлять правильную и необходимую информацию нашим коллегам в Европе и Японии для принятия эффективных решений. В этом году я принял решение устранить эту должность, поскольку считаю, что российский менеджмент обладает достаточными знаниями, умениями и навыками для того, чтобы самостоятельно принимать решения. Мы очень четко прописали зону ответственности для наших людей, и сейчас продолжаем работать.