Очередной колхоз
ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ ЗАДНЕГО ХОДАНа доработку машины подвигла привычка, полученная на праворульках, которых у меня было аж 4 штуки. Там есть удобная фича – звуковой сигнал заднего хода в виде прерывающегося зуммера. Решил поставить такой же на GX (поскольку в штатной комплектации не предусмотрен). Бюджет проекта 350 руб.
В качестве управляющего электрического сигнала выбран сигнал +12В, подающийся на лампы заднего хода в двери багажника. В ту же дверь и решено было разместить сигнал. Такая компоновка мне показалась самой простой.
Для реализации потребуются две вещи:
- пьезоэлектрический излучатель звука со встроенным генератором (именно с генератором, сам излучатель от постоянного тока 12В пищать не будет), далее назовем «пищалкой»;
- реле-прерыватель (то, что само включается/выключается).
Оговорюсь сразу, результат получился лишь с третьей попытки. Первая пищалка, найденная в запасах, вроде давала нормальный звук и при испытаниях в комнате и при установке внутрь задней двери. Однако когда вся обшивка была собрана, звук пропал вообще! Кто-то тут говорил, что штатная шумка в GX плохая. Ха-Ха-Ха.
Пришлось покупать мощный излучатель в радиомагазине. Установил его около моторчика заднего стеклоочистителя. После сборки и испытания оказалось что звук слишком раздражающий. И только потом, когда я поместил пищалку внутрь реле, а реле внутрь структуры двери багажника, громкость оказалась оптимальной.
Теперь описание как всё делал без «кривых путей».
1) в качестве пищалки выбран излучатель из Чип-и-Дип
Частота 3700Гц, громкость 90 Дб, питание +3 ….+16В
2) в качестве реле-прерывателя выбрано реле дворников вазовской классики, каталожный номер 2107-3747 (при покупке реле немного испугало своими размерами, к реле можно было ручку от портфеля приделать
, отвык от этого на иномарках уже)
Правда есть и нужный нам «плюс» - реле разборное и его можно дорабатывать.
У этого реле частота прерывания 4 секунды, что не совсем соответствовало задумке. Я привык на праворульных тойотах к зуммеру с прерыванием в 1 сек примерно.
Ну что ж, это не проблема. Вскрываем реле (пришлось высверлить заклепочки, а потом поставить вместо них винтики).
И видим, что там имеется резистор, отвечающий за частоту переключения реле. Его номинал 4,7кОм. Для уменьшения частоты переключения меняем его на меньший номинал. Я попробовал 2,4 кОм, не понравилось. Следующий был под рукой 1,7кОм. Вышло примерно то, что я и хотел. Заодно отрезаем ненужные нам сигнальные проводки и отрезаем разъем (его нужно потом переделать на двухконтактный).
Далее, берем пищалку и
с соблюдением полярности припаеваем на обратной стороне платы реле как показано на рисунке
Сверлим отверстие для звука в корпусе реле, помещаем пищалку внутрь реле (т.е. зря мы чмырили его за размеры
) и собираем всё окончательно –
voilaТеперь всю эту брахмапутру стяжками крепим внутри структуры двери багажника рядом с лампой заднего хода и подключаем (я сделал через доп. разъем) к проводам лампы заднего хода
- желтый провод это МИНУС
- красный провод это ПЛЮС
Усё.
Наслаждаемся мулечкой.
Кстати, пищалку хорошо слышно и на улице. Что, возможно, поможет отпугнуть хоть некоторых дебилов-пешеходов, которые, видя, что машина сдает задом, не пытаются (что куда более чем логично) обойти её со стороны капота, а бегут, блин, прямо под колеса!
To be continued (
есть идеи как красиво разместить телефон-коммуникатор в районе передней панели)