Одна из газет написала в конце нулевых, что при всех значительных пожертвованиях фронту и прочим государственным нуждам, «на его сберкнижке всегда оставался миллион с небольшим». Однако Галина Пащенко, дружившая с ассистенткой Мессинга Валентиной Ивановской и лично знавшая самого маэстро, называет куда меньшую сумму: «На двух сберкнижках у него хранилось более 90 тысяч».
Мессинг и Галина в Иркутске, 1965 г.Пащенко рассказывала, что при нём в качестве талисмана всегда был старинный перстень с бриллиантом: «О происхождении этого перстня я потом слышала разные версии. То ли Эйнштейн ему подарил, то ли Зигмунд Фрейд». (Однако, путём сопоставлений дат и фактов было доказано, что ни с тем, ни с другим Мессинг, вопреки легендам, никогда не встречался). По словам Галины, после смерти артиста перстень таинственным образом исчез.
По сведениям прессы, та самая ассистентка Ивановская подала в милицию заявление о пропаже перстня, который по тем временам стоил баснословных денег – 700 рублей. Ценность так и не нашли.
Мессинг и ассистентка Ивановская (сидит) во время одного из психологических опытовОдин из редких снимков с тем самым перстнемВ одной из советских газет историю с перстнем позже переиначили: написали, что Мессинг якобы носил на шее мешочек с дорогущими бриллиантами и незадолго до смерти, перед тем, как его увезли в больницу, спрятал его в шкаф. А потом, когда попросил друга принести его, никаких бриллиантов в шкафу не оказалось.
В свою очередь гипнотизёр Ольга Мигунова, называющая себя единственной ученицей Мессинга, как-то заявила журналистам, будто «не раз видела полные чемоданы денег, бриллианты», и допустила, что как очень богатый человек он зарыл где-то клад с сокровищами.
Ольга МигуноваПри желании ей, конечно, можно верить. Но судите сами: эта женщина утверждает, что у них с Мессингом было по 100 выступлений в месяц – несложно посчитать, что это по 3-4 выступления каждый день, без выходных! Вряд ли 70-летнему человеку (да и вообще любому человеку) было бы такое под силу.
А вот это уже достоверные факты из жизни советского «миллионера»: во-первых, только с 1954 года артисту выделили крохотную квартиру в Москве на Новопесчаной улице, а до того они с женой скитались по гостиницам.
Мессинг с любимой и единственной женой Аидой Рапопорт, которая до своей смерти в 1960 году была его ассистенткойВо-вторых, сохранилось аттестационное удостоверение Мессинга, где чётко указано, что в 1968 году он как артист высшей категории получал по тарифной ставке всего… 15 рублей с копейками.
Кстати, одна из записей в этом удостоверении подводит нас к следующей мистификации.