Основания для остановки ТС
Подпунктом "и" пункта 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, принятого Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года №711 Госавтоинспекция имеет право в т.ч. "останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;".
Следовательно, в соответствии с законодательством Российской Федерации, сотрудники Госавтоинспекции в любом случае вправе остановить транспортное средство на стационарных постах, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного, для проверки документов на транспортное средство, если достаточные основания к остановке такого транспортного средства.
Таким образом, для остановки транспортного средства сотрудником ДПС не имеет значения, какие фары или лампы установлены в машине, а также включены они или нет, а необходимым условием являются основания для такой остановки. Дополнительно следует отметить, что согласно п. 63 Приказа МВД РФ от 2 марта 2009г. №185 Административный регламент по выполнению органами ГИБДД функции по обеспечению безопасности дорожного движения "Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого; выполнение распорядительно-регулировочных действий; необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции; проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов; проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС)".
Данный перечень является закрытым и иных оснований не предусматривает.
Таким образом, сотрудники ДПС на законных основаниях вправе остановить транспортное средство, однако водителям следует поинтересоваться, что явилось основанием для такой остановки. В будущем это может стать одним из аргументов в суде в Вашу пользу.