Мне очень понравилось обращение на страницах сайта "forest ru" к активным и созательным гражданам РФ: "О проблемах правоприменительной практики и о материальной ответственности государственных служащих
за нарушения прав, свобод, интересов граждан и юридических лиц."
Перед Россией стоит невероятно сложная задача превращения конституционных норм о правах и свободах личности из деклараций в действующее, действенное право. Конституция обретет силу только тогда, когда она будет защищать не от случая к случаю, а повседневно, не в громких процессах, а в ходе рассмотрения множества малоприметных, но столь важных для простых граждан и юридических лиц судебных дел. В России, к сожалению, этого пока нет. Право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Пока вынуждены с прискорбием констатировать, деликатно выражаясь, явно не партнерские взаимоотношения гражданина (юридического лица) и государства в лице его многочисленных органов.
Судебная практика свидетельствует, что, в принципе, при известной настойчивости можно добиться отмены незаконных решений и в некоторой степени восстановить нарушенные права. Однако, в силу действия различных факторов полного восстановления нарушенных прав практически не происходит. Одна из проблем - отказ арбитражных судов в удовлетворении исков о взыскании причиненных убытков гражданам и юридическим лицам в результате незаконных действий государственных органов.
Теперь по существу нашей темы:
В соответствии с требованиями ст. 238 ГПК и ст. 272 КоАП суд обязан в полном объеме проверить законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении.
В целях обеспечения всестороннего и объективного разбирательства дела по жалобе на постановление административного органа (должностного лица) суды должны тщательно исследовать обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и к личности лица, его совершившего, и, в частности, выяснять:
произведено ли административное взыскание на основании закона и уполномоченным ли на то органом (должностным лицом);
был ли соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности;
допустил ли заявитель нарушение, за которое законодательством установлена административная ответственность;
виновен ли заявитель в совершении вменяемого ему нарушения и какова степень его вины;
соответствует ли наложенное взыскание тяжести совершенного административного правонарушения;
учтены ли при этом личность виновного, его семейное и имущественное положение;
не истекли ли сроки давности для наложения взыскания.
В ходе судебного процесса заявителю, его представителю целесообразно подробно исследовать четыре блока вопросов: соблюдение процессуального порядка привлечения его к административной ответственности; наличие или отсутствие состава и события административного правонарушения; правильности квалификации (оценки) действий; законность применения норм-санкций.
В судебном заседании надо активно задавать вопросы, тщательно выясняя все детали, приводить доводы, цепляться за всевозможные мелочи и кажущиеся, с обыденной точки зрения, формальности. Судебная практика свидетельствует, что многие из этих мелочей и формальностей являются основаниями отмены постановлений.