Недавно Путин инспектировал сочинские олимпийские стройки.
Эпизод мыльной оперы «хороший царь устраивает нагоняй плохим боярам» был разыгран в строгом соответствии со сценарием автократического пиара, известным с древнейших времён. Фабула такова: в государстве есть Владыка, которому придворные летописцы приписывают абсолютно любые достижения его подданных, но который волшебным образом не несёт ответственности ни за какие беды и несправедливости, творящиеся в его правление. Чтобы как-то оправдать эту свою особенность, Владыка должен быть, с одной стороны, всемогущ и всеведущ, а с другой — он не может знать о происходящем в стране вообще ничего: видимо, основное время жизни он проводит то ли в коме, то ли в медитации.
В один прекрасный момент Владыка являет подданным свой грозный лик и спрашивает, как идут дела в государстве. Ему рассказывают какие-нибудь вещи, которые на тот момент из всех жителей страны не знал только он один. Например, что сроки строительства олимпийских объектов сорваны, а сметы завышены. Владыка, разумеется, впадает в гнев, но буквально в ту же секунду, подтверждая свой легендарный дар всеведения, объявляет всему миру имя подлинного виновника всех безобразий. Виновник — разумеется, боярин, лихоимец и богатей, потому что других при этом Владыке к кормушке не допускают. Публика, может быть, раньше никогда не слышала имя этого вельможи, но заранее его ненавидит (как и абсолютно любого из тех, чьими руками Владыка управляет страной), так что тут же в обществе начинается сладкое предвкушение разнообразных наказаний для того, кто объявлен крайним.
Сказав своё грозное слово, Владыка удаляется с глаз народа, а опричники принимаются рыть доказательства вины опального боярина с таким же усердием, с каким десять лет до этого они закрывали глаза на все его грехи. Тут же выясняется, что он съел чижика, замучил слона в зоопарке, украл Янтарную комнату и тратил казённые деньги на собственные нужды.
При этом, если опальный боярин — не дурак, то он, услышав речь Владыки, заблаговременно отправляется в изгнание, куда-нибудь туда, где опричникам сложно было бы его арестовать. И там благоразумно пережидает опалу. От греха подальше в такое же добровольное изгнание отправляются также его ближайшие родственники и подельники, чтобы не попасть в соучастники и не стать заложниками.
Собственно говоря, это ровно то, что случилось с Ахмедом Билаловым и его роднёй до этой минуты. Но, поскольку сценарий не нов, легко спрогнозировать, что случится с опальным боярином дальше.
Он будет сидеть в каком-нибудь Лондоне или Стамбуле и вкладывать всё то, что успел вытащить из страны, в тамошние фирмы и недвижимость. Каждую неделю к нему будут приезжать на переговоры решальщики из опричнины, предлагая ему отдать ту или иную собственность в обмен на снятие обвинений. Все они, разумеется, жулики. Половина не имеет полномочий закрыть дела против боярина, другая половина не имеет такого намерения: не дураки же они хлопотать в подобный момент за опального! Те люди, которые реально могут (и хотят) решить его проблему, никуда не едут, боярин звонит им сам.
Спустя несколько месяцев, в связи с очередным каким-нибудь неурожаем, приходит пора Владыке объявлять виновником всех бед нового боярина. И тому, кто сидел до тех пор в опале, верные люди докладывают, что дела против него закрылись, в зоопарк завезли нового слона, Янтарная комната нашлась, а про чижика уже вообще никто не помнит. Тогда опальный боярин без лишнего шума, стараясь не привлекать к себе внимания, собирает пожитки и возвращается в Отечество. Потому что он, конечно же, успел удачно вложить вытащенные оттуда средства в пару-тройку заморских гостиничных сетей, но там рентабельность в лучшем случае 10%. Наворовать столько, сколько тащат из казны чиновники при грозном Владыке, в глупой загранице боярину не светит. Так что одна ему дорога — обратно, в закрома Родины. В надежде на то, что там за время его отсутствия ещё не всё окончательно разворовали.
И надежда эта, как правило, сбывается. Потому что — слава Владыке — страна богата нефтью, газом, лесом и всяким ископаемым добром. Которое глупые иностранцы, смысла жизни не знающие, закупают для своей дурацкой промышленности. А в Отечестве даже ребёнок знает, что всё это богатство Бог послал Владыке, его боярам и опричникам на окормление. И чтобы крепко на нём нажиться, никакая промышленность им не нужна. Кроме, разве что, добывающей.