Один из самых странных законопроектов, принадлежащих перу Владимира Путина, вызывает много вопросов. В разгар подавления протестов Кремль занялся регистрацией граждан по месту проживания. Идея касается десятков миллионов человек. Что хотел показать Кремль этим законом, кому он нужен и как власти будут его исполнять – ответы на эти вопросы пытался получить Slon.
«Одна седьмая часть наших сограждан одним росчерком пера президента превратится в уголовников. Это и граждане, прописанные за пределами того субъекта Федерации, где они хотят получить формальную регистрацию, то есть без намерения проживать по месту регистрации, – авторы закона ее называют фиктивной, а я формальной. Она необходима, например, для получения водительских прав, заграничного паспорта или если этого требует работодатель», – говорит глава Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин.
Тема действительно важная и назревшая, но зачем этим заниматься самому президенту? Мы привыкли, что законопроекты, вносимые в Госдуму от имени Путина, касаются либо внутренней политики, либо системы государственного устройства, но при чем тут регистрация граждан? Это тоже политический вопрос: Путин рассчитывается перед пришедшими на Болотную площадь, ведь многие представители «креативного класса» годами живут в съемных квартирах, теперь их положение усложнится, говорят политологи.
«Если человек приехал в Москву и работает без прописки, он либо не голосует – у него и так зарплата маленькая, и он не поедет домой специально, чтобы проголосовать, либо, если он имеет высокооплачиваемую работу, он, скорее всего, сочувствует оппозиции. А сторонники президента – это люди, которые живут в своих квартирах и боятся мигрантов», – говорит замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин.
С ним согласен политолог, гендиректор Центра политинформации Алексей Мухин: закон – месть той социальной группе, которая привыкла не связывать себя с государством, считая его априори враждебным. «Это такой привет декабрю 2011 года. Основной контингент митингов – как раз московские рантье: они финансово независимы и имеют свободное время, чтобы выражать политические взгляды. Администрация президента припугнула оппозиционеров, и политического смысла в законе больше, чем экономического. Протест протестом, но, как показывает практика, большая часть такого контингента пуглива и сама побежит в налоговую инспекцию».
Но в борьбе с оппозицией, как и в борьбе с Америкой при принятии «закона Димы Яковлева», Путин перекрутил гайки, уверен Мухин. «Попытки фактически вернуть крепостное право, безусловно, вызовут сильное социальное напряжение, когда закон начнет применяться. Перегибы будут и, скорее всего, вызовут сильное недовольство Россиян», – говорит он.