Константин Стырин из ЦБ РФ на Ясинской конференции (апрель 2025 года) в своём докладе объясняет, как ограничение на импорт (из-за санкционной политики «недружественных стран») вносит вклад в рост инфляции в России:
«В случае финансовых издержек это происходит из-за того, что экономика должна платить более высокую процентную ставку по займам, которые привлекаются для финансирования импорта, во втором случае– из-за прямого эффекта торговых издержек на рост внутренней цены импортного блага. Удорожание импорта по одному или по обоим каналам побуждает фирмы сокращать использование импорта в производстве, а также замещать импортное благо трудом в той степени, в которой это позволяет делать технология.
Удорожание импорта оказывает повышательное давление на предельные издержки фирм и, как следствие, приводит к инфляции, которая оказывается тем выше, чем жёстче финансовое и торговое ограничения. При заданном правиле денежно-кредитной политики более высокая инфляция вызывает более агрессивный отклик со стороны денежно-кредитной политики. При этом в отсутствие финансовых и торговых ограничений эффект шока на инфляцию будет нулевым, а денежно-кредитная политика останется нейтральной. Таким образом, в условиях ограничений на импорт и на внешние финансовые транзакции макроэкономические шоки, которые в отсутствие ограничений были нейтральными по отношению к инфляции, становятся проинфляционными, что делает денежно-кредитную политику более жёсткой».
(Если совсем коротко – при таком санкционном режиме, который действует против России, инфляция всегда будет стремиться вверх, выше таргета)
Также в нынешних условиях главный проинфляционный фактор (наряду с санкционными издержками по импорту) – бюджетный импульс.
Об этом в своём докладе на Ясинской конференции (сегодня, 15 апреля 2025 года) говорила Юлия Польщикова из НИФИ Минфина РФ:
«При одновременном шоке роста издержек производства и проведение стимулирующей налогово-бюджетной политики наиболее эффективным инструментом с точки зрения роста экономической активности является выбор расходования средств – на госпотребление. В этом случае наблюдается одновременно рост ВВП и ускорение инфляции.
Показатель Джини по ликвидным активам сокращается в меньшей степени, также наблюдается рост показателя Джини по неликвидным активам. Однако стоит отметить, что при выбранном способе включения государственного капитала в производственную деятельность (как положительной экстерналии в производственном процессе) и заданной эффективности трансформации госинвестиций в госкапитал большего эффекта на экономику можно достичь за счёт вложения в государственные инвестиции. Наблюдается больший рост ВВП по сравнению с выбором расходования средств на госпотребление, но также и ускорение инфляции, меньшее сокращение показателя Джини по ликвидным активам и больший рост показателя Джини по неликвидным. Стимулирование экономики за счёт аккордных трансфертов - наименее эффективный способ поддержания экономической активности».