Что было до этого:
Мы выбираем путь Эх, дороги… Еще вчера я думал, что вроде бы все описал что может быть на Российских дорогах на пути туда. Но дневная полемика, возникшая на основе нижеприведенного поста, натолкнула на мысль, что можно еще кое-что рассказать.
Сначала о том, что видел кроме блок-постов. При проезде вышеназванных в прошлом «горячих» населенных пунктов ничто не напоминает о том, что мы слышали по телевизору. Только в одном город, кажется в Моздоке, в паре км от трассы виднелась выгоревшая пятиэтажка.
Поразил уровень жизни, а точней уровень застройки сельских населенных пунктов в Ингушетии. Сараи для животных выглядят гораздо лучше и богаче, что некоторые дома для жизни в средней полосе РФ, а некоторые заборы похожи на стены средневековой крепости. И откуда такой достаток в республики с высоким уровнем безработицы?
В Тамбовской области свое ноу-хао: камеры фиксации нарушений установлены на обочинах у заправочных станций и работают в две стороны. Мы привыкли, что радар-детекторы пищат на заправки, но в данном случае «пролет» мимо такой заправки чреват письмом счастья.
В Волгоградской области встречали пару раз установленные камеры, которые охраняли «гражданские дяди на гражданских машинах». Похоже, тут переняли опыт Татарской республики.
Теперь о блок-постах.
на двух постах вымогали деньги, пришлось поделиться. Подоплека была – вы едете транзитом, тут транзитный проезд запрещен, Вам с Элисты надо было идти на Ставрополь и потом на М29. Будет считать, что это была плата за экскурсионную программу. Один раз проехать можно, но второй раз лучше объехать, спокойней будет.
которые именно посты, можно конкретно?
на будущее чушь все это, нафиг смело посылать гаишников!! какой еще транзит, во придумали
Владимир, я не спорю, каждый право имеет право, послать налево, послать направо… Но дело в том, что там далеко не на всех постах есть ГАИшники, а если они и есть, то их еще надо определить.
Для тех, кто там не был, рассказываю что видел. Я не служил в силовых структурах МВД, ФСБ, ВВ и т.п., посему видел все глазами простого туриста обывателя. Если я где-то не прав, или не все увидел, то пусть меня поправят «специалисты».
Есть посты (первый тип), установленные на оживленных трассах. Они больше напоминают обычные-привычные посты ДПС или посты весового контроля, только чуть побольше и покрасивей. Например, на трассе М29 на въезда в Северную Осетию со стороны Пятигорска. Укреп сооружения вокруг таких постов не наблюдается (во всяком случае, в глаза они не бросились), тормозят там в основном только иногородних, доблестные сотрудники ДПС в повседневной форме и мало чем отличаются от их коллег из «спокойных» регионов, количество сотрудников «у дороги» незначительное, порядка 4-5 человек.
Другие посты установлены на дорогах со средней загрузкой, например на трассе Моздок-Курская. От вышеописанного поста отличается меньшей помпезностью самого здания поста ДПС, наличием вокруг поста бетонных ДОТов, заграждений из колючей проволки, мешков с песком, крупных служебных собак, проверкой документов и машин у всех проезжающих, иногородних отправляют зарегистрироваться в журнале. Количество силовиков на улице порядка 6-8, все в бронежелетах, без знаков различия, оружие (не пистолеты) «под рукой».
Третий тип блок- постов (дикие) расположен в «удаленных» точках, в поле, на перевале, у въезда в лес, въезде/выезде из области/республики. Например дорога М296. Пост укреплен по полной программе, вместо будки ДПС стоит обычный Кунг (закрытая будка для перевозки людей снятая с грузового автомобиля), все в бронежелетах, оружие под рукой, собаки рядом, без опознавательных знаков, на улице сотрудников больше, чем в предыдущих случаях. Регистрируют всех проезжающих. Движение транспорта практически не наблюдается, мы за час видели буквально пару машин.
Нервозности в общении не чувствуется. Разговаривают спокойно, обыденно, «кто, куда, зачем и т.п.», достаточно корректны и вежливы. Но говорит с тобой один, двое сзади и по бокам «слушают».
Теперь ситуация, когда вас останавливают на таком «диком» посту, регистрируют и предлагают «немного» поделиться купюрами, объясняя тем, что тут движение транзитного транспорта запрещено и каким образом мы оказались тут им вообще непонятно. Каждый выбирает, что ему больше по душе. Основных вариантов два: заплатить или проявить принципиальность и не платить. При этом можно возмутиться, что одеты они не по форме, у них отсутствует жетон, потребовать предъявить документы, потребовать старшего и т.п. Но весь фокус в том, что денег просит не один сотрудник и за углом, а в открытую в присутствии всей команды, т.е. это в порядке вещей и никто никого не «стесняется».
В случае проявления принципиальности могут конечно улыбнуться и сказать – ну ладно, езжайте. Могут на законных основаниях изъять документы и задержать на три часа для выяснения личностей, могут развернуть в обратную сторону. Конечно, потом на этот беспредел можно пожаловаться, вот только на кого? На …адцать человек в бронежелетах без имени и фамилии? И кто эту жалобу будет рассматривать и будет ли вообще? Или Вы считаете, что там никто не знает, что на постах вымогают деньги?
Да, с коррупцией надо бороться, вот только борьба должна вестись «сверху и снизу» одновременно. А когда «сверху» ставят план по сбору денег (в противном случае уже давно бы навели порядок), то борьба «снизу» похожа на борьбу с ветряными мельницами.
Я всегда бодаюсь, если пытаются развести за то, чего не было в реальности и имеются реальные шансы «доказать» свою правоту. Во всех случаях, кроме одного, расставались без протокола и без «денежных обменов». В одном случае мне просто сказали: «да, вы правы, мы не можем визуально доказать пересечение вами сплошной, но мы сейчас составим протокол, вы напишите свое мнение, встретимся в суде». Дело было лет 5 назад, когда средства видеофиксации были далеко не во всех машинах, а суды выносили приговоры на основании «Нет Основание Не Доверять Сотрудникам Полиции». (хотя я и вернулся по честному в свой ряд до сплошной).
Там, где хотят навести порядок – наводят. Примеры: Грузия или таможенники Белоруссии (если кто ездил в конце 90-х в Европу через Брест, тот может сравнить, что было и что стало). В тоже время, ДПС Белоруссии почти всегда готов принять наличные за нарушение ПДД. А где существует «вертикаль сбора денег», то там все, как и прежде: Азербайджан, Украина, Казахстан и конечно Россия.
Один из моих друзей, однажды проявил «принципиальность» в несколько резкой форме при прохождении Украинской границы. При условии, что его машина была практически пустой, на таможне машин не было, дело было в 1.00 ночи, ему потребовалось почти три часа на прохождение таможни. Вы допускаете, что такое может быть возможно например при прохождении границы в Европе или Бресте?
Ладно, что-то я отошел от основной темы. Пора топать спать. Чтобы отчет не был совсем пресным, добавлю несколько фотографий. Возможно, что до понедельника не будет возможности вернуться к написанию отчета, вы уж простите великодушно. Но далее начинается непосредственно путешествие по самой Грузии.
Продолжение:
Здравствуй, Грузия !