Практически все отечетственные НПЗ производят Аи-92, и многие автомобилисты заправляют им даже автомобили, двигатели которых не рассчитанны на использование низкооктанового топлива.
Руководствуются при этом как правило следующим:
1. "В девяносто втором присадок меньше, поэтому свечи будут чище". Действительно, бензин А-92 чаще всего содержит меньше антидетонационных присадок, которые повышают октановое число (но это зависит от технологии производства). Загрязнение свечей в основном связано с добавлением в бензин металлосодержащих антидетонационных присадок. (Справка: в Европе, в том числе и в Литве, применение металлосодержащих антидетонационных присадок запрещено, у нас пока разрешено). Но дело скорее даже не в металлосодержащих присадках как таковых, а в нарушении "бодяжниками" технологии их применения. Мелкие производители используют прямогонный бензин или газовый конденсат с октановым числом 68-72 и пытаются довести его до 92 или 95, добавляя невероятное количество антидетонационных присадок. В итоге – колоссальная передозировка при сомнительном конечном результате в виде необходимого октанового числа, что приводит к повышенному загрязнению всей топливной системы (а не только свечей) и отложениям. Чтобы избежать таких последствий, необходимо заправляться на хорошо зарекомендовавших себя АЗС, которые гарантированно продают только заводское топливо. А еще лучше заправляться топливом, изготовленным с применением кислородсодержащих антидетонационных и моющих присадок, как например топливо Ventus. Загрязнение свечей и всей топливной системы в таком случае – минимально. А вот получить «разрушающую» двигатель «детонацию» при заправке бензином Аи-92 (особенно если автомобиль не рассчитан на топливо с таким октановым числом, и Аи-92 некачественный и имеет еще более низкое октановое число, чем декларируется паспортом) – вполне реально.
2. "В инструкции на автомобиль написано OCTANE RATING 91 AND MORE". Дело в том, что октан-рейтинг - это не то же самое, что исследовательское октановое число, которое указывается у нас в маркировке бензина. Это американский стандарт измерения октанового числа и указывается как правило для автомобилей произведенных в Америке или для Америки. Определяется этот рейтинг как среднее арифметическое между исследовательским и моторным октановым числом, и для нашего Аи-95 равен примерно 90 (ИОЧ 95+ МОЧ 85)/2. У Premium'а (европейского аналога нашего 95-го) октановое число чуть повыше (96 и 86 соответственно) и октан-рейтинг получается равным 91. Таким образом, в такую машину нужно лить бензин класса не ниже Premium.
3. "Девяносто второй стоит дешевле, а никакого отличия от езды на девяносто пятом нет". А отличие есть, самое безобидное что будет происходить - это расход на Аи-92 будет больше. Причем при разнице в цене не более 5%, расход может увеличиться до 20%. Кроме того, Если Вы используете топливо с меньшим ОЧ, то неизбежно возpастут ударные нагpyзки проявляющие себя в виде детонационных стуков и звонов, следствие этого - износ двигателя (поршни, кольца). Кроме того, топливо сгорает не полностью и может догорать в нейтрализаторе (именно в инжекторных двигателях так тщательно борются с детонацией). Кроме того, мощные детонационные волны, распространяясь по деталям двигателя, способствуют неравномерной смазке - они просто сгоняют масло с некоторых частей деталей. Тут может помочь перестановка зажигания. В инжекторных двигателях, как правило, есть октан-корректор, который автоматически устанавливает угол опережения зажигания в зависимости от заливаемого в бак топлива. Но перенастройка блока управления (запись новых коэффициентов в градуировочную таблицу) происходит не сразу, а примерно после "сжигания" полного бака топлива. Да и КПД двигателя при работе на бензине Аи-92 в любом случае будет ниже - отсюда и перерасход, размер которого зависит уже от конструкции конкретного двигателя.