Ключевая ставка, по которой ЦБ передает деньги, - чуть больше 5%. А конечная ставка процента основной массе заемщиков - всё выше 10 - 14%, а населению - и до 18 - 24% . Что будет ЦБ делать с этим зазором, большой вопрос. Все равно придется прибегать к административным мерам - устанавливать "потолки", лимиты ссудного процента.
Высокая стоимость кредита - это одна из нескольких причин того, что российский бизнес предпочитает вести дела в офшорах, а капиталы по-прежнему "убегают" за границу.
Процент у нас сейчас - для нефтяной экономики, хорошо зарабатывающей на сырье - позорный. Обычно говорят, что, мол, такая высокая ставка - следствие рыночных факторов, в том числе инфляции. На эти аргументы есть очень простой ответ: в России рынок в банковском секторе подавлен, потому что пять банков формируют 50% активов банковской системы. А если взять первые 20 банков, то они "делают" уже более 70% активов.
Процент по банковским кредитам населению на срок от 181 дней до 1 года, составлял в конце 2001 года 23,7%, а через 12 лет, в июне 2013 года, - 24,9%. Больше десяти потерянных лет.
Российская экономика и качество жизни в ней - функция цен на нефть, газ, металлы, удобрения. Нефтегазовые доходы устойчиво составляют 46-48% доходов федерального бюджета. Доля нефти и газа в экспорте товаров и услуг составляла в 1994 году 33%, в 2000 году - 46%, в 2007-м - 55%, а сегодня - примерно 60% (данные Центробанка). Если посчитать этот экспорт с металлами, лесоматериалами и удобрениями, то получится около 70%. Тем временем машины и оборудование составляют всего лишь до 4% экспорта.
Власти признали факт сырьевой зависимости и того, что эта модель себя исчерпала. Но в бюджете на три предстоящих года фактически закрепляется сырьевая модель в очередной раз. В 2016 году зависимость федерального бюджета от нефти и газа прописана на уровне 43% - при нынешних 50%. Получается, власти всё понимают, но ничего исправить не могут