Легендарный российский грузовик «КамАЗ» впервые за 40 лет радикально обновил дизайн — машина будет оснащаться полностью новой кабиной. До конца года будут выпущены 100 автомобилей нового образца, а в ближайшие несколько лет новые модификации вытеснят прежние модели «КамАЗов» с конвейера. Одними из ключевых изменений стали лицензионные кабина и двигатель разработки Mercedes-Benz десятилетней давности.
На КамАЗе в Набережных Челнах начался выпуск грузовиков нового поколения. Магистральный седельный тягач КамАЗ-5490 с колесной формулой 4х2 стал первой за всю историю компании моделью с абсолютно новой для «КамАЗа» кабиной. Позже в новом исполнении появятся бортовой тягач и самосвал.
Прежде автопроизводитель использовал модификации «классической» кабины, которая ведет свое начало от первой модели «КамАЗа» — грузовика 5320, который появился в 1976 году.
Впрочем, наиболее важные нововведения обусловлены партнерством КамАЗа и Daimler — новая кабина на российских грузовиках представляет собой аналогичный лицензионный узел от тягача Mercedes-Benz Axor 2001 года. Заимствованная кабина отличается от оригинала дизайном бампера, головной оптики и решетки радиатора — узнать в автомобиле легендарный российский грузовик можно только по находящейся на этой решетке надписи «KAMAZ».
Кабина хорошо зарекомендовала себя на грузовиках Mercedes-Benz, ее основные преимущества теперь доступны и водителям «КамАЗа». В частности, в машине теперь можно стоять в полный рост — расстояние между полом и потолком составляет около 2 м. За сиденьями находится двухъярусная кровать.
Комфорт по сравнению со старыми кабинами также заметно вырастет — в новом «КамАЗе» сиденья оснащены пневматикой, позволяющей тонко настроить рабочее место водителя. Кроме того, в грузовике будут кондиционер, круиз-контроль, электронные стеклоподъемники и настраиваемая рулевая колонка.
Еще одним важным нововведением стал 428-сильный шестицилиндровый дизель с рабочим объемом 12 л.
Конструкция двигателя так же как и в случае кабины, принадлежит компании Mercedes-Benz. В перспективе мотор может быть заменен российским агрегатом.
Агрегат отвечает экологическим требованиям «евро-5» и работает в паре с немецкой же коробкой передач фирмы ZF, имеющей 16 ступеней. Грузовик также оснащен задним мостом производства фирмы Daimler.
«Для автомобильного завода это большой шаг в его большой истории. Под именем «КамАЗ» были собраны лучшие технологии, которые позволили сделать принципиально новый автомобиль по уровню комфорта и безопасности», — заявил Сергей Снарский, заместитель директора КамАЗа по производству, в интервью телеканалу «Россия-24».
Пресс-служба госкорпорации «Ростехнологии», крупного держателя акций КамАЗа, сообщает, что до конца года завод в Набережных Челнах выпустит 2 тыс. тягачей нового образца.
Конвейер будет модернизирован под новую модель, которая через два года заменит в линейке компании грузовики со старой кабиной.
КамАЗ выпускает грузовые автомобили с 1976 года. Первой моделью предприятия стал уже упомянутый КамАЗ-5320 с колесной формулой 6х4, который выпускался до 2000 года. Прототипом автомобиля стал ЗИЛ-170, конструкция которого, в свою очередь, отчасти базировалась на канадском грузовике International COF-220. Машина могла похвастаться технологическими решениями, ранее не применявшимися в советском автопроме. КамАЗ-5320 породил множество грузовиков разной направленности: седельные тягачи, самосвалы и другие автомобили, выпускавшиеся долгие годы.
К 1980 году КамАЗ успел выпустить 100 тыс. автомобилей. Несколько лет спустя на предприятии появилась вторая очередь производства. В конце 1980-х завод начал производить вазовские малолитражки «Ока», которые позже начали производить на других предприятиях. Примерно в это же время стало известно, что продукция КамАЗа составляет треть парка грузовых автомобилей страны, при этом эти машины перевозят около двух третей всех грузов в СССР.
В 1990-е годы предприятие, как и другие советские заводы, оказалось в кризисном положении, которое усугубилось из-за пожара 1993 года. Тогда огонь практически полностью уничтожил производство двигателей на КамАЗе. В конце 1990-х годов при помощи государства КамАЗу удалось выровнять свои показатели и вернуться к прибыльности несколькими годами позже. В 1990-е и 2000-е годы гоночная команда «КАМАЗ-Мастер» 11 раз побеждала в ралли «Дакар», что способствовало формированию положительного имиджа завода в мировом масштабе. Российские грузовики сейчас успешно экспортируется во многие страны, в основном развивающиеся.
В настоящее время КамАЗ является крупнейшим производителем грузовых автомобилей в России — ему принадлежит около 45% рынка.