Виталий Мутко: В российском хоккее и биатлоне назрели реформы
Министр спорта РФ Виталий Мутко рассказал, какие выводы будут сделаны после провала российских биатлонистов и хоккеистов на Олимпийских играх в Сочи.
- Семь золотых медалей – план выполнен?
- Нет, план не выполнен! – сказал Мутко. - У нас еще есть запас – очень рассчитываем на шорт-трек, на четверку в бобслее. Хочется, чтобы Сашка Легков или Максим Вылегжанин жахнули на 50 километров. Биатлон? Ну… Уровень нашей подготовки и то, что мы сегодня видим, не позволяют об этом серьезно говорить. Пошли разговоры, что тренер плохой, спортсмены плохие – все это ерунда. Просто никаких чудес не произошло, вы сами видите – Фуркад, Свендсен, Бьорндален…
- Глава федерации обещал уйти в отставку…
- Все, что обещал – будет с ним сделано. Будем разбираться, как положено. Каждое ответственное лицо будет разбирать по молекулам. Но сейчас, я считаю, уровень биатлона на голову выше стал, а мы остались на месте. Мы дали толчок этому виду спорта в свое время, вынесли его в мир, подтолкнули, а сами остановились. Четыре года мы стоим на месте – это факт.
- Также как и в хоккее…
- Да, третью Олимпиаду ничего не можем. Можно много говорить, но нам нужны конкретные изменения в этих видах спорта. Для этого мы и закон поменяли – после каждых Олимпийских игр должны в федерациях подводиться итоги и на основании выступлений спортсменов должны быть сделаны выводы. У нас, к сожалению, не совсем гражданское общество – люди не хотят делать выводы, пока их к этому не подтолкнешь.
- Вы о федерации хоккея?
- Федерация фигурного катания, например, очень сложная, но нам сообща с государством удалось здесь кое-что сделать. И сделаем еще больше, чтобы наши талантливые тренеры не разъехались. Но есть некоторые федерации, которые закрытые абсолютно. В прошлом году я покритиковал одну такую, и что началось? Не лезьте, мы сами разберемся. И что? Как говорим мы в футболе – смотрите на табло. На табло смотришь, пока ничего. Но в целом, пока не надо дергаться и делать скоропалительные выводы по одному какому-то отдельному виду спорта, потому что сегодня в Сочи выступает единая команда – олимпийская. Кто-то выступил лучше, кто-то хуже. Положа руку на сердце – у меня есть тайная бумажка. Думаете, там записаны три золотые медали в фигурном катании? Честно – нет. Я думал, что тут будем иметь две золотых, но я рассчитывал на две награды высшей пробы в лыжах, а их нет…
- Виталий Леонтьевич, а возвращаясь к вашей тайной бумажке, что там напротив хоккея было написано?
- Я вам когда-нибудь покажу, обещаю.
- Как с этим провалом жить?
- Спокойно надо отнестись. Все равно это пока лучшие наши хоккеисты, других нет. Для того чтобы смотреть дальше, надо менять систему. Мы должны разобраться в себе. Нам, прежде всего, что надо – хлеба и зрелищ или здоровье нации, национальный престиж. Вот пока мы в этом не разобрались.
- А что сейчас делать?
- Вы знаете, когда я начинал работать президентом питерского «Зенита» в 1993 году, когда мы в Первой лиге играли, если бы я пригласил хотя бы одного иностранца, про меня бы только ленивый на заборе не написал. А сейчас люди счастливы – им все равно, кто играет – Халк или прочие. Но, когда мы начинаем формировать национальную команду, а выбрать не из кого, это проблема. Вот мы все ругаем Березуцких или Игнашевича, а это лучшие футболисты. Завтра они уйдут, и что мы получим?
- Тоже, как и в хоккее нет сильных защитников…
- Вы понимаете, тут важен подход. Мы с президентом несколько раз говорили на эту тему. Люди, которые рулят федерациями достаточно долго, на сегодняшний день не предлагают механизм, чтобы что-то изменить. Бывают, конечно, что реформы идут сверху, но лучше, чтобы снизу поступали предложения. Если вы хотите хлеба и зрелищ, хотите рейтинг, бизнес – то это одна ситуация. Канадцы сделали НХЛ и они лучшие, мы такого за 50 лет не сделаем, потому что все деньги и прочее уже там. Если возьмете список 100 лучших хоккеистов мира, то там сейчас 5-6 наших, а у канадцев и американцев там все свои. Например, у США своя система – там собирают 15-летних пацанов, и они этой командой все выигрывают. У нас никакой своей системы нет. Североамериканскую систему к нам некоторые товарищи привезли, а детские школы начали разрушаться. Драфты – это не наш путь развития. Драфт делается там, где нет привязки: бизнесмен сегодня в Бостоне, завтра купил клуб и уехал в Майами. У нас все по-другому. Поэтому я противник объединенных чемпионатов. Слуцкий – тренер ЦСКА, сегодня спрашивает хоть одну причину против таких турниров. Я ему скажу – это Россия. Он должен брать своих пацанов, из детской школы. А зачем ему это? Перед ним стоит задача – первое место, есть бюджет, привозят Думбия.
- А в сборной потом некому играть…
- Да! А с них, с тренеров клубов, потом никто не спрашивает за сборную. В этом плане мы должны расставить приоритеты. Я абсолютно убежден, что в первую очередь главным должен быть национальный интерес. Посмотрите, хоккейная сборная проиграла – это национальная трагедия, беда всей страны. А откуда нам своих хоккеистов брать? Конечно, Овечкин и Малкин прилетели – это мегазвезды, но там другой хоккей, на них вся команда играет. Здесь тренер – расставил их не так, в чем-то не угадал, что-то не получилось… Мы ничего лучше, чем в Еврохоккейтуре на Олимпиаде не показали. Ничего не поменялось. Я вам обязательно покажу как-нибудь свою тайную бумажку, обещаю, удивитесь.