Российское министерство обороны намерено превратить полуостров Крым в неприступную крепость. Она станет не только военным форпостом России в Черноморском регионе, но и сможет обороняться, даже будучи отрезанной от материковой части нашей страны
Министр обороны Сергей Шойгу заявил о том, что развертывание полноценной и самодостаточной группировки войск на крымском направлении становится одной из основных задач российского военного ведомства. «Военно-политическая обстановка на юго-западном стратегическом направлении с начала текущего года существенно изменилась. Во многом это связано с расширением территории Южного военного округа после вхождения Крыма в состав России. Кроме того, резко обострилась ситуация на Украине и увеличилось иностранное военное присутствие в непосредственной близости от нашей границы» — объяснил Сергей Шойгу мотивы этого решения на прошедшей вчера в Москве коллегии Министерства обороны.
О том, что Москва намерена восстановить Крым как военно-стратегический форпост России в черноморском регионе стало ясно еще весной, после того, как полуостров вошел, а точнее, вернулся в состав Российской Федерации. Но тогда руководство военного ведомства заявляло, что у нашей страны нет необходимости в срочной милитаризации полуострова. «Имеющихся сил и средств сейчас достаточно для обеспечения высокого уровня обороноспособности нашей страны на этом направлении» — прозвучало на коллегии Министерства обороны, прошедшей в начале апреля. Однако, с того момента много что изменилось.
Разыгрывая «украинскую карту», НАТО начало быстро наращивать сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы неподалеку от российских границ. Корабли Североатлантического альянса, в том числе американские эсминцы типа Arleigh Burke, несущие на борту до 56 крылатых ракет «Томагавк», буквально не вылезают из акватории Черного моря. На саммите НАТО в Кардиффе в начале сентября принято решение о создании пятитысячных сил быстрого реагирования, предназначенных для ведения боевых действий в Восточной Европе. Не успели в сентябре закончиться американо-украинские военно-морские учения Sea Breeze-2014, как в понедельник на Украине начались сухопутные военные учения Rapid Trident 14, в которых принимают участие 1200 (по другими данным – 1300) военнослужащих США, Украины, Болгарии, Канады, Грузии, Германии, Великобритании, Польши и Испании. Эти учения, по словам руководителя Западного регионального медиацентра Министерства обороны Украины подполковника Александра Поронюка, пройдут по сценарию, где будет разыгран конфликт двух гипотетических стран с учётом реальности «многоплановой войны, использования различных средств, в том числе средств информационного воздействия». Отдельный аспект Rapid Trident 141 будет посвящен обучению украинских военных тактике борьбы с негосударственными вооруженными формированиями, а проще говоря – с ополченцами. «Совершенно очевидно, что учения НАТО на территории Украины – провокация. Доказательством является то, что войска США и других стран НАТО находятся рядом с российской границей. Ещё в июле президент Барак Обама отдал распоряжение отправить в Киев военных консультантов США для руководства армией и Национальной гвардией Украины. Однако Вашингтон обвиняет Россию в военном вмешательстве в конфликт. Нет никаких доказательств, что в Донбассе действуют российские вооружённые силы. Из РФ приезжают добровольцы, но российских войск на Украине нет. Западные СМИ постоянно лгут об этом», − заявил в эфире RT по поводу этих учений директор Центра исследования глобализации Мишель Чоссудовский.
Сама Украина, ведомая нынешними политическими лидерами, несмотря на перемирие с ополченцами Донецкой и Луганской областей, продолжает интенсивно готовиться к войне. 4 сентября президент Украины Петр Порошенко, выступая на совместной пресс-конференции с генсеком НАТО Андерсом фог Расмуссеном, заявил, что со странами альянса на двусторонней основе были достигнуты договоренности «относительно военно-технического сотрудничества, в том числе о поставках нелетального и летального вооружения, включая высокоточное оружие». В дальнейшем официальные представители большинства стран, входящих в НАТО, в том числе США и Германии, открестились от этого заявления украинского президента, подчеркнув, что не будут поставлять на Украину технику и вооружение. Однако, источники в украинском министерстве обороны говорят о том, что поставки вооружения из стран НАТО в соседнюю с Россией страну все же начались. Заметно оживились и украинские военные заводы. Еще недавно простаивавший Львовский бронетанковый завод, по сообщению «Укроборонпрома» теперь работает без выходных в три смены, строя и ремонтируя БТР-80, БТР-60ПБ и БРДМ. Официальный сайт Нацгвардии сообщает, что ее подразделения в Донбассе уже «пополняются модернизированными танками Т-64 БВ-1». Очевидно, танки этих и других модификаций выгребаются из «запасников» украинского военного ведомства, проходят модернизацию на заводе имени Малышева и, после перегруппировки и обучения экипажей, по весне появятся на «восточном фронте».
Все это не может не тревожить российское Министерство обороны. Поэтому, очевидно, российское военное ведомство решило ускорить создание в Крыму «полноценной» и «самодостаточной» , как особо подчеркнул министр обороны Сергей Шойгу, группировки войск. «Полноценной», видимо, означает, что в Крыму будет всё, за исключением, может быть, ракетных войск стратегического назначения. Будет существенно расширен состав Черноморского флота, в том числе за счет шести новых фрегатов проекта 11356 и шести дизель-электрических подводных лодок типа 636.3 «Варшавянка», четыре из которых — «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол» и «Краснодар», уже сейчас строятся на «Адмиралтейских верфях». Еще в «переходный» период на полуострове появились зенитно-ракетные комплексы С-300, являющиеся важнейшей частью военно-космической обороны. За счет новых противокорабельных комплексов «Бастион» и «Бал» будет существенно усилена береговая оборона Крыма. На днях стало известно, что Минобороны будет использовать в Крыму четыре аэродрома: «Гвардейское», «Кача», «Саки» и «Бельбек». В «Бельбеке», например, уже сейчас базируются многоцелевые истребители Су-30, и несколько Су-24 появились на аэродроме в Гвардейском.
Директор ЦАМТО Игорь Коротченко не исключает того, что на крымских аэродромах могут быть размещены и сверхзвуковые дальние бомбардировщики Ту-22М3. В случае начала активной работы американской системы ПРО в Европе, в том числе морского базирования, эти самолеты могут быть использованы как для нейтрализации командных и информационных центров этой противоракетной системы, так и для непосредственного уничтожения флота противника в акватории Черного моря. «Россия также должна активно отслеживать действия США в акватории Черного моря, для чего необходимо усилить систему контроля и разведки патрульной и морской авиации. Подобные возможности у России существуют и используются при отслеживании военной активности в различных районах Мирового океана», – убежден Игорь Коротченко. Кроме того, в Крыму недавно сформировали две новые части — артиллерийский полк и отдельный полк радиационной, химической и биологической защиты. Артполк, например, имеет около 300 единиц вооружения и военной техники, в том числе, более 60 артиллерийских систем, таких как противотанковые комплексы «Хризантема», 152-миллиметровые гаубицы «Мста-С», реактивные системы залпового огня «Торнадо-Г». На очереди, очевидно, размещение в Крыму подразделений воздушно-десантных войск.
Вся эта группировка вооруженных сил России в Крыму будет обладать таким запасом боеприпасов, горючего, продовольствия и медикаментов, которые позволят ей продолжительное время защищать полуостров, даже будучи отрезанной от материковой части России. Именно это, видимо, и имел в виду министр обороны Сергей Шойгу, говоря о «самодостаточности» крымской группировки.
Вадим Пономарев