Температура "потери текучести" для Mobil Delvac 1 LE 5W30 в -51оС представляется сомнительной...
Потом, такая "температура" вообще не ГОСТируется и не имеет никакого реального смысла.
Нормируется:
1. Проворачивание по методу ASTM D 5293 (вискозиметр CCS, имитация холодного пуска) у масла 0w составляет 6200 при -35оС, у 5w 6660 при -30оС.
2. Прокачиваемость по методу ASTM D 4684 (вискозиметр MRV) у них одинаковая и составляет 60000 при -40оС для 0w и 60000 при -35оС для 5w.
Именно эти температуры и определяют возможность пуска двигателя в мороз. Масла 0w и 5w почти ничем не отличаются на практике, кроме возможности более лёгкого запуска на первом при -35оС.
Теряет масло "текучесть" при -51оС или не теряет не имеет никакого смысла, если двигатель не провернуть при -30оС, а само масло не прокачивается через масляную систему при -35оС.
Либо вышеуказанное масло стоит "вне стандартов". Тогда вопрос почему оно имеет маркировку 5W30? Если маркировка не соответствует сути (фактическим показателям), то нет никакого основания верить приведённым в посте 609 данным.
Масла с температурой прокачиваемости -50 градусов в стандарте нет...
Второе.
Зимние масла характеризуют два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100оС. Летние масла характеризуют пределы кинематической вязкости при 100оС, а также минимальное значение динамической высокотемпературной (при 150оС) вязкости и градиенте скорости сдвига 106 с-1.
Масла 30 и 40 (летние или "через w" универсальные) почти ничем не отличаются. Так динамическая вязкость у них при 150оС и скорости сдвига 106 с-1 по ASTM D 4683 или CEC L-36-A-90, на коническом имитаторе подшипника МПа•с, не менее 2.9. Различаются они только по кинематической вязкости при 100оС (по методу ASTM D 445), мм2/с соответственно минимальная 9,3 и 12,5, а максимальная соответственно 12,5 и 16,3. Работает же масло на прогретом моторе как раз при температурах около 150оС.
Вязкость моторного масла в определенной степени характеризует способность масла «приклеиваться» к той или иной поверхности. Иными словами, более вязкое масло всегда будет оставлять на поверхности более устойчивую пленку, чем масло с более низкой вязкостью, которое будет просто стекать под действием силы тяжести. Если масло стекает по поверхностям трения «слишком легко», то оно имеет плохие смазывающие свойства, а это ещё хуже, чем высокая вязкость при низкой температуре.
При низкой температуре мы имеем дело только с пуском мотора (нужна проворачиваемость и прокачиваемость). Работает масло в моторе, как уже сказал выше, при другой температуре. Чем выше смазывающая способность масла, тем лучше.
Ранее уже подробно всё это разжёвывал, как и то, что каждый мотор рассчитан его конструктором на определённую вязкость масла и лучше следовать этой рекомендации: смотрим не только на SAE (индекс высокотемпературной вязкости по SAE присваивается исходя из абсолютных значений вязкости масла при температурах 100 и 150 °С), но и ОБЯЗАТЕЛЬНО смотрим на
АСЕА!!!
График или "динамика" зависимости вязкости масла от температуры не может быть хорошей или плохой – она должна быть подходящей, т.е. соответствующей конструкции конкретного двигателя!
Кривая изменения вязкости разных масел с одинаковой высокотемпературной вязкостью по SAE при изменении температуры может достаточно сильно отличаться. Не забываем и о том, что даже в указанных контрольных точках температуры, требования SAE предполагают не точные значения вязкости, а достаточно широкий их диапазон.
Таким образом, два разных масла, на этикетках которых написано, например, 5W-40, легко могут иметь разную абсолютную вязкость при температуре 90, 120, или 145 °С. Именно эта зависимость вязкости от температуры, в числе прочих параметров, зашифрована в тех самых буквах и цифрах допусков автопроизводителей и классификаций качества моторных масел по АСЕА.
Сейчас практически все производители автомобильных масел делают так называемые энергосберегающие масла, с пониженной высокотемпературной вязкостью. Причем, речь идет именно о вязкости при высоких температурах и скорости сдвига HTTS (более 100 °С), поэтому индекс вязкости по SAE у этих масел такой-же, как у обычных. Отличаются эти масла от обычных классами качества и допусками автопроизводителей. В частности, низковязкие масла соответствуют классам качества ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5. Для ТЛК 200 необходимо именно низковязкое масло.