Традиционный выезд на снегоходах и пару мыслей о холодеЦель: Решили мы тут замахнуть на снегоходах марш-бросок с Урочища Лососинное до Маньги плюс посетить пару достопримечательностей.
Участники: Три снегохода, 5 членов экспедиции. Снегоходы первый викинг 540 с широкими лыжами и широкой гусеницой (главный тропежник дороги), Викинг профессионал с узкой гусеницой и лыжами (главный пассажирский), мощный адвентур с очень узкими лыжами и гусеницой (главный грузовой) и без понижайки. Люди 5 человек мужского пола с большим опытом подобных поездок.
Снаряжение: много бензина (540 же двухтактник да в режиме Low жрет как потерпевший
), плюс маршрут не близкий, плюс запас на форс-мажор. Еда на два дня, которая вся промерзла до состояния льда
. Инструмент, запчасти (что пригодилось и порванный ремень поменяли на морозе весьма оперативно. Вещи для выживания и одежда. Навигаторы, рации на кадого, монокуляр с большим увеличением, фонари и тп. Бензопила, две ножовки, два топора и мачете. Лопата, тросы. Я дополнительно тащил обьемную туристическую аптечку, которую ношу в любые походы. Отдельная гордость бутылка 10 летнего виски, 0,3 литра на всех, просто для запаха и удовольствия!
Так что загружены были на пределе грузоподъемности а тащить сани-волокуши не хотелось в виду серьезного ограничения проходимости.
Ожидалось: дороги лесные - совсем без подготовки только 5 км, более-менее проездные дороги - треть маршрута, озера и поля с ровным снежным покроем - треть маршрута, ЛЭП с глубоким снегом но отсутствием деревьев - чуть меньше трети. Из экстримально тяжелых ожидалось только 5 км участок жесткого тропежа в лесу. Итого планировалось при выезде в 10 часов в 18-20 вечера приехать в Маньгу где на базе отдыха обсушиться в тепле, погреться в сауне, поесть и выспаться. Но реалии оказались более печальными, до Маньги мы не доехали
.
Условия: За последние две недели, после мощной оттепели снег падал практически ежедневно, и навалил аномально глубокие сугробы. Как правило в Карелии в это время средняя глубина снежного покрова по-колено, а поездка показала что сугробы были как правило по пояс. Погода на утро старта в городе была -24 гр, в урочище Лососинное уже -27 гр, но был красивый солнечный день. Днем прогрелось на пару градусов, но ближе к вечеру стало капитально морозить, в 23 вечера электронный градусник завис на температуре -32 градуса и больше не реагировал (восстановился на след. день в тепле). Субьективно товарищи оценивают мороз как -34, я лично, что так что эдак оценивал: пи...ц как холодно.
В Карелии этот день в новостях назвали как самым холодным днем зимы.
Проблемы: - это конечно сильный мороз, причем когда трудишся толкая снегоход и валя деревья для проезда потеешь, потом при езде потоком воздуха промерзаешь насквозь, мокрые рукавицы смерзаются и не позволяют управлять снегоходом, маска на лицо от дыхания встает колом хуже рыцарских лат. Еда вся превратилась в куски льда и была плохо пригодна к питанию, отличные термосы с чаем вымерзли к вечеру до состояния льда. Пластик лопался от легкого удара.
- снегопады, которые мало того, что навалили много снега но и сделали так, что накатанные маршруты были засыпаны и раскатать их еще не успели. Поэтому вместо 5 км рубилова нас ожидали +11 км бывшей проходной дороги, но засыпанной снегом и поваленными деревьями а старая колейность под снегом постоянно кидало снегоходы и мучений было еще больше.
- отсутствие "плана Б" на случай форс-мажора, ибо наш план подразумевал только достижение конечной точки не имея никаких возможностей сойти с маршрута и вызвать помощь. На будущее хороший урок кстати получили оказавшись на грани серьезных проблем.
- неподготовленность инвентаря и одежды у всех участников именно к таким условиям поставило всю группу на грань "либо все либо никто".
продолжение будет
ПС вообщем это лирические мысли о нашей поездке, часть 1, лень писать дальше. Будет вторая часть где хочу поговорить о термоодежде и нюансам выживаемости в холодных условиях. Плюс выложу пару тройку фоток если будет желание